Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Малый не мелкий

Дата: 21 января 2011 в 13:50

Правительство заявило о намерении включить в Карту индустриализации проекты малого и среднего бизнеса. Эксперты видят значительные вызовы на пути благих намерений власти.

«Для обновления Карты индустриализации будут применены новые подходы и методы, благодаря которым планируется охватить проекты МСБ», – говорится в распространенном 18 января сообщении Мининдустрии и новых технологий (МИИТ). Пресс-релиз породил массу вопросов: когда это произойдет? каким образом будет происходить отбор проектов? какие льготы будут предоставлены МСБ? Как сообщили «&» в пресс-службе МИИТ, компетентными спикерами по поводу включения проектов МСБ в Карту индустриализации являются вице-министр Берик Камалиев и зампредседателя Комитета по инвестициям Сергей Карплюк. Во время подготовки материала указанные чиновники находились в регионах и были недоступны для комментариев. Это открыло огромное поле для предположений.

Замглавы АО «Фонд развития малого предпринимательства» Гулнар Хасенова в качестве примера для подражания предложила компанию Mitsubishi. Она известна огромным числом небольших мастерских, которые поставляют комплектующие для японского автогиганта. Правда, собеседница тут же высказала сожаление, что у нас пока ничего подобного не создать: попросту негде взять специалистов с необходимым уровнем образования, нет подходящей инфраструктуры и базы. «Привлечение МСБ в высокотехнологичные отрасли как макроэкономическая идея – это очень хорошо, но вот как ее реализовать? – недоумевает г-жа Хасенова. – О малом и среднем бизнесе говорится много, а практических инструментов для реализации сказанного нет».

По мнению г-жи Хасеновой, при внимательном изучении проектов, принятых в Карту индустриализации, видно, что в основном они сосредоточены в сферах наращивания энергопроизводства и переработки сельхозпродукции. «Если говорить об аграрном секторе, то здесь очень четкая связь. Основная часть сельхозпроизводителей – это субъекты МСБ, было бы разумно гарантировать им закупку производимого ими сырья для крупного предприятия-переработчика. Помогать сеять и убирать – как минимум гуманно», – предположила она.

В энергетических проектах, по оценке г-жи Хасеновой, действительно много функций, которые возможно передать малому и среднему бизнесу в аутсорсинг. Но если говорить о высокотехнологичном производстве, то проекты необходимо будет не только оснастить. Финансирование – пусть не простой, но и не самый главный вопрос. «Можно ли будет доверить малому и среднему бизнесу управление, допустить его к оборудованию, не обучив?! – высказала опасение г-жа Хасенова. – Сегодня наши инженеры в большинстве своем ушли в шопинг. Где те специалисты, что потянут хотя бы руководство малыми предприятиями, созданными в некой высокотехнологичной цепочке? Как бы не получилось, как в известном монологе Райкина: пуговицы пришиты – претензий нет, а костюм сидит криво…»

Еще более пессимистичен в своих оценках президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев. По его мнению, с этим решением в МИИТ запоздали. Роль МСБ необходимо рассматривать в качестве сервисных предприятий: это могут быть некие финансовые услуги, консалтинг, но в идеале – обслуживание производств, спецтехники, ремонт электросетей, уборка помещений... Все это могут делать малые предприятия по договору с крупными участниками Карты индустриализации или программы ФИИР. «У нас малых предприятий в сфере инноваций не было никогда. Но считаю, что сейчас предложили идею, которую под другим названием уже продавал Майкл Портер. Я имею в виду тихо забытые кластеры, – уточнил г-н Ямбаев. – За сумасшедшие деньги Портер рассказал, что кластеры – это как грозди винограда, возникающие вокруг крупного предприятия и занимающиеся его обслуживанием. А это не что иное, как межотраслевая кооперация. Еще более хорошо забытое старое».

При этом г-н Ямбаев видит множество вызовов на пути у новой идеи МИИТ: коррупция, непрозрачность госзакупок, само состояние МСБ. По его мнению, сегодня малый бизнес придавлен контрольно-надзорными органами и «варварской фискальной политикой». «Наше налоговое законодательство в принципе не предполагает развития каких-либо производств. Абсолютно отсутствуют какие-либо внятные последовательные шаги по созданию преференций для МСБ. Кроме протекционистских мер, часто граничащих с коррупцией, и повышения пошлин на импорт, – заявил г-н Ямбаев. – Опасаюсь, что владельцы или управляющие крупных предприятий создадут подставные фирмы, куда станут оформлять своих родственников или знакомых, и тихо примутся отмывать деньги через завышенные тарифы».

Чтобы избежать этого, по мнению г-на Ямбаева, в полной мере необходимо будет работать Агентству по защите конкуренции, и на всех проектах, где включены бюджетные деньги, закупки должны осуществляться максимально прозрачно. Предприятия, получившие на развитие производств государственные средства, должны отдавать свои заявки на оказание услуг в нормальную конкурентную среду. Чтобы предприниматель, которого обошли по коррупционной схеме, мог в судебном порядке доказать, что его услуги качественнее и дешевле.

Среди других серьезных угроз г-н Ямбаев назвал отсутствие квалифицированных кадров и мотивации к созидательному труду в сфере реального производства. «Сегодня главные приоритеты среди молодежи – это работа в силовых и фискальных структурах, в финансовых и нацкомпаниях. Это предел их мечтаний. Кто будет реализовывать индустриально-инновационную политику? Где эта армия инженеров, технологов, технического персонала? Рыба ищет, где лучше, а человек – где больше рыбы», – своеобразно подчеркнул собеседник.

При этом г-н Ямбаев отметил, что индустриализация должна вестись не ради нее самой. По его словам, строить завод необходимо не для того, чтобы потом сказать: вот мы построили завод, выпускающий продукцию, которой во всем мире навалом, и только мы ее до этого не выпускали. Г-н Ямбаев привел в качестве примера строительство новых НПЗ. «Уже на протяжении почти 20 лет целая отрасль монополизирована всего тремя игроками. Хотя переработка нефти – это поле деятельности как раз для средних и даже малых предприятий, а не для заводов-гигантов», – резюмировал он.

Сергей Руденко

№1-21.01.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть