Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Бюджет не поддается влиянию

Дата: 21 января 2011 в 13:50

Бюджет не поддается влиянию

Бюджет России достаточно прозрачен, но правительство не дает обществу возможности повлиять на расходы и отследить причины перераспределения денег, следует из рейтинга Open Budget Index 2010. Аналитики не учли российскую специфику процесса бюджетирования, уточняют в Госдуме.

Российскому бюджету свойственна «некоторая прозрачность» признают авторы «индекса открытости госбюджета 2010» (Open Budget Index 2010). По оценке экспертов, Россия набрала 60 баллов из 100 возможных. «Правительство предоставляет общественности некоторую информацию о бюджете и финансовой деятельности в течение бюджетного года. Но для граждан затруднительно отслеживать, как правительство управляет денежными средствами государства», – поясняют авторы исследования.

Россия попала в число 20 государств, где отмечены «значительные изменения, свидетельствующие о происходящих улучшениях»: в 2006 году страна набрала 47 баллов, в 2008 году – 58 баллов. Повышение оценки Россия заслужила публикацией более полных сведений о проекте федерального бюджета.

Индекс открытости госбюджета – единственный независимый измеритель государственной бюджетной деятельности, признанный на международном экспертном уровне. Он составляется раз в два года организацией Международное бюджетное партнерство и оценивает наличие в каждой стране 8 ключевых бюджетных документов и их полноту, контроль со стороны законодательной власти и высших контрольных органов, а также возможность участия граждан в обсуждении бюджета. Анкеты из 123 вопросов заполняется экспертами по бюджетной политики, которые «не имеют установившихся отношений с правительством страны». В 2010 году в обзор вошли 94 государства.

В России проект бюджета, говорится в исследовании, недостаточно полон: отсутствуют данные по определенным видам финансовой деятельности, в том числе информация о внебюджетных фондах, квазифискальных операциях, налоговых расходах, непредвиденных и будущих обязательствах, а также финансовых и других активах.

Гражданский бюджет, предназначенный для общественности, не знакомой с госфинансами, не составляется, критикуют эксперты.

Также не публикуется, хотя и составляется, полугодовой отчет о выполнении бюджета. Годовой отчет публикуется, но в него не включены пояснения по причинам возникновения разницы между запланированными и фактическими показателями результативности. Контроль за исполнением бюджета со стороны законодательной власти достаточный, но общественности не позволяют присутствовать на слушаниях, где исполнительная власть предоставляет информацию об исполнении бюджета и достижении целевых показателей.

Показатель России, тем не менее, выше среднего по миру, составившего 42 балла.

Только 20 стран имеют оценку выше 60 баллов за предоставление гражданам достаточной информации. Те, кто набрал выше 81 балла, публикуют 100% подготовленных документов. Треть стран (33) предоставляет некоторую информацию, оцениваемую между 41 и 60 баллами. К ним, кроме России относится Монголия, набравшая столько же баллов. Впереди – Колумбия (61), позади – Румыния (59). Наиболее открыт бюджет ЮАР – 92 балла. Далее Новая Зеландия (90), Великобритания (87), Франция (87), Норвегия (83). США с 82 баллами на 7-м месте. Бразилия с 71 баллом замыкает десятку. Далее из стран БРИК идет Индия (67, 15-е место). Китай с 13 баллами отнесен к группе с самой низкой бюджетной прозрачностью. Из стран СНГ выше России оказалась Украина (62 балла), Белоруссия в исследование не попала.

«Лишь скромное меньшинство можно считать странами с открытыми бюджетами, в то время как большое число стран предоставляют крайне скудную информацию о бюджете», – общий вывод авторов обзора.

В большинстве стран (41) количество предоставляемой информации «совершенно не адекватно». В 19 предоставляется минимальная информация (балл — от 21 до 40), в 22 она почти совсем отсутствует (балл 20 и ниже). К последним 22 странами относятся Алжир, Боливия, Буркина-Фасо, Камбоджа, Камерун, Чад, Китай, Демократическая Республика Конго, Доминиканская Республика, Экваториальная Гвинея, Фиджи, Гондурас, Ирак, Кыргызская Республика, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Саудовская Аравия, Судан и Вьетнам. Большинство этих стран характеризуются низким уровнем дохода, зависимостью от внешней помощи и доходов от продажи углеводородного сырья.

«Слабое влияние на составление бюджета – проблема не законодательная, а политическая. У парламента есть все права по внесению изменений в бюджет. Другое дело, что партия власти – «Единая Россия» – этим не пользуется.

Раньше в Госдуме перераспределялось 20-30% бюджетных расходов, тогда как в последние два-три года это 0,001% всех расходов», – говорит депутат Госдумы от «Справедливой России», член комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.

В исследовании не учтены специфически российские бюджетные проблемы, говорит она. «Основная классификация расходов бюджета очень плоха – все цифры есть, но чтобы их анализировать, нужно перекладывать основную классификацию в аналитическую. Классификация все время меняется, – продолжает депутат. – Бюджет каждого года несопоставим с предыдущим, в нем другие категории статей».

По сообщению сайта Газета.ru