Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

И налог поднять, и цену удержать

Дата: 21 января 2011 в 13:50 Категория: Новости экономики

АЗК предлагает увеличить акциз на автомобильное топливо

Поднять акцизы на бензин в 2 раза предложило антимонопольное ведомство, при этом пообещав оставить цену на топливо прежней. Бензиновые трейдеры считают, что такое предложение отсеет малых игроков рынка, а экономисты указывают на другие проблемы в сфере реализации ГСМ.

Агентство по защите конкуренции (АЗК) заявило о необходимости увеличить акциз на бензин в 2 раза. Одна из причин – это приведение цен на горючее к общему знаменателю в рамках единой экономической политики в Таможенном союзе.

В Казахстане неоднократно говорилось, что отечественный бензин будет постепенно дорожать, догоняя стоимость российского. Так же должно быть и в акцизах, считает замглавы АЗК Борис Парсегов. Чтобы выровнять ситуацию, антимонопольный орган предлагает поднять акциз до 40%, при этом сохранив текущую цену на бензин. «В России рост цен на бензин в первую очередь отражается на росте доходов бюджета, потому что бюджетная составляющая в реализационной стоимости бензина в РФ превышает 50%. У нас акцизы составляют чуть больше 20%. И основной доход от увеличения цены на ГСМ попадает в карманы производителей и продавцов бензина», – пояснил г-н Парсегов в интервью журналистам. Прибыль от акцизов антимонопольщики предлагают направить на финансирование строительства дорог, а также на общественный транспорт.

Эксперты видят мало положительного в предлагаемом повышении акцизов. Транспортные расходы являются важным фактором при формировании конечной цены товара. Поднятие акциза может вызвать удорожание многих видов продукции. А обещания чиновников направить проценты от сверхприбыли на обслуживание общественного транспорта и дорог эксперты воспринимают скептически. «В Казахстане отсутствует общественный контроль за целевым использованием средств, отсутствуют и контролеры как таковые, – говорит «&» замглавы Координационного совета СНГ по защите прав потребителей Светлана Романовская. – В республике есть много факторов, которые будут влиять на растрачивание этих денег, поэтому можно сколько угодно покупать автобусов плохого качества и по 2 раза в год ремонтировать дороги». По ее мнению, в стране необходимо сформировать госпрограмму общественного контроля, которая будет призвана контролировать расход собранных средств и противодействовать возможным ценовым сговорам между реализаторами ГСМ. «А все деньги, которые саккумулировались бы в бюджете, можно было бы направлять на улучшение экологии за счет повышения качества бензина», – рассуждает г-жа Романовская.

Двукратное увеличение акциза и одновременное сохранение реализационной цены на бензин практически невозможно, уверен директор Центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов. «Если даже такое в административном порядке сделать, то продавцы ГСМ предъявят логичный аргумент: в России акциз хоть и равен 50%, но и бензин там на 20% дороже, – говорит он «&». – Поэтому, скорее всего, у нас будет удорожание автотоплива. На практике мы говорим о выравнивании цен в рамках ТС, и это выравнивание неизбежно оплатит потребитель».

Повышение ставки акциза – это общемировая практика, заявила «&» завотделом экономических исследований КИСИ Анар Рахимжанова. По ее словам, данная мера заставит автомобилистов следить за состоянием машин и уменьшить потребление топлива, а общественный транспорт давно пора перевести на газ, особенно в Алматы. «АЗК со своей стороны должно следить за тем, чтобы стоимость бензина не повышалась только из-за роста акцизов. А производители бензина и продавцы автотоплива должны следить за качеством бензина, чтобы осуществился переход на Евро-3 и более высокие стандарты», – считает г-жа Рахимжанова. По ее прогнозу, бензин в любом случае будет дорожать и до конца года вырастет в цене примерно на 20 тенге. Однако АЗК способно справиться с контролем цен, ибо бензин относится к монопольной сфере и продавцов на этом рынке немного, констатирует г-жа Рахимжанова.

Экономить на бензине автолюбители в любом случае не станут, считают реализаторы автотоплива. Пока что они осторожны в своих оценках насчет предлагаемого повышения акцизов. Однако практически все торговцы ГСМ сходятся во мнении, что повышение ставки приведет к разорению большинства АЗС. Останутся только самые крупные игроки, такие как КазМунайГаз и «Гелиос». «По логике, из-за роста акцизов повышение цен на бензин должно произойти. Скорее всего, здесь, чтобы удержать одну фирму, хотят заглушить другие», – считает бывший управляющий директор сети АЗС Евгений Семаев.

В настоящее время Минфин рассматривает предложение антимонопольного ведомства об увеличении ставки акцизов.

Ирина Семибратова

№1-21.01.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть