Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Как сделать шоу из бизнеса

Дата: 21 января 2011 в 13:51 Категория: Новости экономики

Азы и примеры маркетинга впечатлений

Однажды я наткнулась на статью Максима Котина и Павла Куликова «Призвание машин». По мнению авторов, в современном мире производство – уже не просто место, где появляются на свет товары. Это главная шоу-площадка для привлечения сверхлояльных потребителей этих товаров.

Сегодня, чтобы заставить зрителей смотреть представление, нужно позволить им заглянуть за кулисы. Собственное производство можно превратить из банального средства создания продукции в эффективный маркетинговый инструмент. Степень эмоционального воздействия и длительность контакта, которую обеспечивает экскурсия по цехам, многократно превышает ту, которой можно достичь рекламными средствами.

Обязательно ли быть лидером пивоварения или монстром автомобилестроения, чтобы попробовать воспользоваться их опытом по превращению производства в шоу? По-моему, нет.

В Ангарске первое кафе-кондитерская «Шоколадный рай» завоевало заслуженную популярность не только благодаря вкусу своей выпечки – эту же выпечку можно купить и в супермаркетах. Через весь город родители с детьми ездят в «Шоколадный рай», для того чтобы сквозь стеклянную стену понаблюдать, как кондитеры пекут, пропитывают, прослаивают и украшают торты и пирожные.

Несколько раз я имела возможность наблюдать за тем, как ведут себя люди, впервые попавшие на хлебопекарное производство. Зрелище это завораживает и глубоко впечатляет не только детей, но и взрослых. В пропитанных ароматами цехах видавшие виды дяденьки и тетеньки засыпают технологов вопросами и истекают слюной, знакомясь с ассортиментом. Для далеко не голодных школьников горбушка черного хлеба, которую им отломили от свежеиспеченного хлеба прямо у конвейера, надолго становится ярчайшим воспоминанием, а продегустированный теплый пряник – символом праздника и изобилия. Те же, кто своими глазами наблюдал за процессом освящения сырья для пасхальных куличей, у прилавка в магазине потом рьяно агитируют недоверчивых – мол, берите эти, их точно батюшка святил. И доверие к производителю у тех, кто видел производство изнутри, возрастает многократно.

Ярким впечатлением для посетителя блинной может стать наблюдение за виртуозной блинщицей, устраивающей «сеанс одновременной игры» на семи сковородках. Раздражение стоящих в очереди к кассе фастфуда заметно снижается благодаря тому, что в прикассовую зону вынесен ряд технологических операций по приготовлению пиццы – стоя в очереди, можно наблюдать, из чего и как именно готовят пиццу.

Для большинства заказчиков полиграфической продукции типография – «черный ящик». Общаешься с менеджером, извергающим невероятное количество непонятных терминов в минуту, или с менеджером и бухгалтером, потом – с работником склада, а что и как происходит с заказом между этими этапами – неведомо. Между тем полиграфические процессы весьма зрелищны. И выбирая между «черным ящиком» и типографией, в которой они бывали в цехах и видели, какой там порядок, какое оборудование, какие работники, многие заказчики выберут знакомый, а посему «менее страшный» вариант. Если же водить на экскурсии в типографию школьников, то типография, в которой они сами побывали, на долгие годы становится в их головах «эталонной», «самой правильной», далеко позади оставляющей конкурентов. По меньшей мере за тетрадками и дневниками многие из них будут с удовольствием ходить именно в магазинчик при типографии. И, когда на работе им поручают заказать визитки, листовки или еще какую-то полиграфию, многие из них первый звонок делают в типографию, знакомую с детства.

Есть виды деятельности, в которых процесс оказания услуги постоянно на виду, например жилищно-коммунальное хозяйство. Форменная одежда дворников и бахилы сантехников, их инструменты, средства малой механизации при этом становятся теми критериями, по которым жильцы зачастую судят о том, обслуживает их захудалая или процветающая управляющая компания.

Есть три процесса, на которые можно смотреть долго-долго: как течет вода, как горит огонь и как другие работают. Оказывается, совершенно особое удовольствие – смотреть, как другие работают на тебя.

Автомойки сейчас конкурируют не только ценами и качеством собственно услуги. Отдельным фактором конкуренции являются зрелищность процесса (слышала, что есть автомойки, куда набирают исключительно юношей, исключительно девушек или же сразу оговаривают условие, что мыть автомобили девушкам придется с обнаженным бюстом). Некоторые владельцы автомоек особо рекламируют условия, созданные для зрителей-наблюдателей: что в комнате отдыха не просто окно, а полностью стеклянная стена, удобная мебель, подают кофе.

На перенасыщенных рынках люди готовы платить уже не просто за то, чтобы пронаблюдать процесс производства, но и за то, чтобы в нем поучаствовать.

Каждый посетитель магазинов-мастерских Build-A-Bear должен приложить усилия, чтобы за свои деньги заполучить товар. Сначала ему придется выбрать игрушку, потом самому сделать запись, которая будет имитировать голос игрушечного медведя, выбрать ему сердце, сшить, почистить, дать имя и получить на него паспорт и, наконец, потратить время на то, чтобы одеть его в соответствии с собственными вкусами. Сеть магазинов-мастерских Build-A-Bear, основанная в 1997 году, постоянно расширяется – только за 2005 год были открыты магазины в Канзас-Сити, Северной Каролине, Калифорнии, Техасе, а общее их количество в США и Канаде достигло 170 (не считая 12 открытых по франчайзингу в Великобритании, Японии, Германии и Австралии).

Анна Каправчук

№1-21.01.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть