Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Относитесь к бизнесу как к большой игре в «Монополию»

Дата: 21 января 2011 в 13:51 Категория: Новости экономики

Ольга Агапова, директор издательского дома KIT Publishing и рекламного агентства «КИТы», является финалистом казахстанского этапа международного конкурса «Предприниматель года-2010», организуемого компанией «Эрнст энд Янг». Своей историей успеха она поделилась с «&».

– Ольга Геннадьевна, расскажите, с чего вы начинали.

– Начинали мы в 1997 году вдвоем с партнером и подругой Анной Чаплиной. А стартовали с несгибаемой веры в себя и полного непонимания, что такое самостоятельный бизнес.

Меня часто спрашивают, почему появилось издательское направление. И я честно отвечаю: не знаю, так получилось. Все началось с «Кенгуру». Я только родила первую дочь и сразу же уехала в Штаты на стажировку. Наверное, тоска по оставленному дома двухмесячному ребенку заставила смотреть на мир другими глазами. И как-то, купив журнал для беременных на английском языке, я подумала: а почему у нас такого нет? Тогда рынок глянцевых изданий только зарождался. У нас не было никаких предварительных расчетов, никаких бизнес-планов, кроме того, в стране наблюдался демографический кризис. Но разве тогда это было важно? Очень хотелось сделать такой журнал. К другим проектам подходили уже с большей осторожностью, все планировали, подсчитывали.

– С какими трудностями пришлось столкнуться? Чем рисковали?

– Самая большая трудность – нехватка информации. Многое пришлось познавать на практике, методом проб и ошибок, порой серьезных. Но у меня философский взгляд на вещи: все идет так, как должно идти. И трудности возникают именно те, через которые надо пройти, чтобы повзрослеть, получить нужный опыт.

– Вы сомневались, когда начинали свое дело?

– Ни капельки! Какие сомнения могут быть в 23 года?! Именно максимализм, свойственный молодости, позволил пережить два кризиса в стране. Не знаю, верили ли окружающие в то, что у меня все получится. Мне тогда некогда было у них об этом спрашивать.

– А в детстве вы кем мечтали стать?

– За меня мечтали родители, впрочем, это было свойственно многим семьям того времени. Постепенно я так сжилась с мечтой моих родителей, что стала воспринимать ее как собственную. Хотя ни грамма не жалею, что получила медицинское образование – очень помогает в жизни. А первым местом работы была газета «Аргументы и факты Казахстан», потом радио NS, следом телеканал НТК – на этом моя карьера закончилась.

– Помните, как заработали свои первые большие деньги? Что при этом чувствовали?

– Что значит «большие»? Когда-то для меня и 200 долларов были большими деньгами. А вот с действительно крупной суммой была одна забавная история. В 1998 году за выполненные работы нам по ошибке отправили из Швейцарии более полумиллиона долларов – оператор банка случайно набрал несколько лишних нулей! Причем никто денег назад не просил, поскольку с нашего клиента была списана правильная сумма, а в пределах банка это каким-то образом осталось незамеченным. Вот это были ощущения! Думаю, такое испытание было дано неспроста. В небесной канцелярии наблюдали, какое решение нами будет принято, чтобы быстренько подкорректировать жизнь на ближайшие 20 лет. Через два года мы получили золотую звезду «За безупречную деловую репутацию».

– В каких странах представлена ваша марка biba?

– Очень интересная география – Россия, Казахстан, Украина, Беларусь, Грузия, Новая Зеландия. Ведем переговоры с партнерами из Иордании.

– Когда выходили на рынок России, верили в свой успех? Если бы потребители не приняли вашу коллекцию, как поступили бы в этом случае?

– Об этом даже не задумывались. Интуитивно мы чувствовали, что создали марку, которую рынок ждет. Весь 2006 год мы пробовали. Рисовали, шили, проводили фокус-группы, что-то меняли, что-то оставляли. Марка выстроена не только на эмоциях и интуиции – мы проводили массовые опросы потребителей как в Москве, так и в Алматы, пытались вывести основные потребительские предпочтения и недовольства. Каждая уже отшитая модель в обязательном порядке проходила через фокус-группы: как сидит, насколько комфортно, цветовая гамма. И только через год мы были готовы презентоваться в Москве. Если честно, выставку «Мать и дитя» в марте 2008 года я рассматривала как большую фокус – группу. Мне было важно мнение байера и конечного потребителя. Сильно волновались. Ведь эти три дня могли показать, что год упорной работы потрачен впустую. Нам присудили две золотые и четыре серебряные медали, а к осени 2008 года мы уже были серебряными лидерами отрасли по решению Торгово-промышленной палаты РФ и Вольного экономического общества г. Москвы.

– Как решали проблему с нехваткой специалистов?

– Как и все… Брали неспециалистов и обучали.

– Назовите основных игроков рынка одежды для беременных в Казахстане? Кто ваш конкурент в этом сегменте?

– В Казахстане представлена одна турецкая марка, все остальное завозится малым бизнесом из Турции и Китая и продается на барахолках. С турками мы не конкурируем – мы работаем в разных сегментах и ориентируемся на разных покупателей как в дизайне, так и в ценовой категории. У их коллекций «турецкая» ментальность, которая сильно отражается и в тканях, и в цветовой гамме. Мы же больше ориентируемся на европейские модные тенденции в одежде. В России все сложнее, поскольку есть ряд российских производителей и большой объем импорта из Европы. Но и там у нас своя четкая ниша. Российские компании проигрывают нам по моделям и качеству сырья, а европейские, имеющие те же стандарты качества, что и мы, не могут поддержать наш ценовой диапазон.

– Как известно, рынок одежды для беременных напрямую зависит от уровня рождаемости. Но, согласно некоторым исследованиям, с каждым годом количество женщин репродуктивного возраста будет уменьшаться, а это приведет к снижению спроса на товары для беременных и детей. Что вы думаете по этому поводу?

– Мы будем об этом беспокоиться, когда займем больше половины рынка. А сейчас нам есть куда расти, даже если рождаемость начнет снижаться.

– Как известно, характер женщины во время беременности претерпевает некоторые изменения. Учитываете ли вы этот фактор, когда набираете продавцов-консультантов? Наверное, на эту должность больше подходят женщины, которые не понаслышке знают, что это такое?

– Как человек, который пережил три беременности, могу сказать твердо: характер женщины во время беременности не меняется. Меняется ее реакция на окружающий мир. И это всегда вызвано недостатком искреннего внимания к ее положению со стороны мужчины, чьего ребенка она носит. Именно внимания, а не исполнения капризов. Вот на это мы и опираемся. Продавец-консультант должен быть внимательным, а уж его возраст и наличие собственных детей роли не играют.

– Уйдя в бизнес-плавание, что вы обрели и что потеряли?

– Как я могу сказать, что я потеряла, если у меня этого никогда не было? Ведь все началось, когда мне было 23 года. А если серьезно, уйдя в бизнес, невозможно что-либо потерять. Приобрести – да. Знания, опыт, силы. Кроме того, я никогда не впадала в крайности. Жила, работала, рожала детей, открывала новые проекты – все гармонично. Я считаю, если не получаешь удовольствие от того, что делаешь, это не твое.

– «Мы стремимся к тому, чтобы в нашем агентстве работали только производительные сотрудники» – так написано на вашем сайте. Неужели удается правильно нанять сотрудника и быстро добиться от него высокой производительности?

– Просто на первом собеседовании кандидату сообщается, что зарплата выплачивается не за процесс, а за конечный результат. Потому как процесс может быть бесконечным. Кроме того, он обязан предоставлять еженедельные отчеты о конечных результатах. Когда сотруднику нечего там писать, он сам понимает, что не прошел испытательный срок.

– Говорят, нужно планировать свой успех заранее, например нарисовать его в воображении…

– Сегодня существует огромное количество разных изотерических практик и психотехник. Кто-то рисует успех в воображении, кто-то создает «стену желаний», каждому свое. Нашумевший фильм «Секрет» наглядно показал, что это работает. Единственное, что знаю по своему опыту: если ты четко представляешь, чего хочешь, это у тебя непременно будет.

– Что значит для вас быть успешным предпринимателем?

– Честно, не знаю, что значит быть «успешным предпринимателем». И, опять же, каковы критерии «успешности»? В обороте? В известности компании на рынке? В будущем потенциале проекта? Я всегда затрудняюсь ответить на этот вопрос. А мне помогла, я думаю, удача. То есть жизненные обстоятельства сложились таким образом, что я смогла использовать потенциал, данный от рождения, наилучшим образом.

Начинающим предпринимателям я бы посоветовала быть смелыми и азартными. Когда-то мне сказали: относись к бизнесу как к большой игре в «Монополию». Мне этот совет очень помог. Я стала относиться и к победам и к поражениям намного проще.

– Как вам удается совмещать бизнес и воспитание троих детей?

– Наличие сугубо мужских черт. Для женщины это и удача и наказание одновременно. Необходимость быть разной дома и на работе предполагает умение перевоплощаться, причем иногда за считаные минуты. Конкурируя с мужчинами на работе, ты рискуешь автоматически продолжить это делать и дома. А это не способствует гармоничным семейным отношениям. А касательно детей… У меня никогда не стоял вопрос, кто кому мешает – бизнес воспитанию или воспитание бизнесу. Дети, наоборот, мотивировали к движению вперед. После рождения Ульяны появился журнал «Кенгуру», после Платона – biba B Happy B mother, а после Матвея – Naslednik. Видимо, так заложено природой – с появлением ребенка женщина стремится что-то еще обновить в своей жизни. Кто-то обои или квартиру меняет, а кто-то – работу. Хотя это тема отдельной беседы.

Сауле Ынтыкбаева

№1-21.01.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть