Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Великое переселение у.е.

Дата: 21 января 2011 в 21:30

В среду агентство КазТАГ со ссылкой на американскую некоммерческую исследовательскую организацию Global Financial Integrity, занимающуюся отслеживанием нелегальных финансовых потоков по всему миру, опубликовало рейтинг стран, «отличившихся» в уводе капиталов за границу с 2000 по 2008 год. Казахстан со 126 миллиардами долларов замыкает первую дюжину стран, причем среди соседей по СНГ больше вывезла только Россия (см. таблицу).
Прокомментировать эти данные редакция попросила известного политолога, директора Группы оценки рисков Досыма САТПАЕВА (на снимке).

— То, что капитал убегает из Казахстана (иногда вместе со своими хозяевами), известно уже давно. Но чаще всего беглые деньги — запасной аэродром для тех их владельцев, кто еще не сделал ноги, хотя и не исключает такого варианта в будущем. До сих пор не было точных характеризующих данных о нелегально вывезенном из Казахстана капитале. Что касается России, то, по приблизительным оценкам, за последние почти двадцать лет оттуда «утекло» от $800 млрд. до $1 трлн.
Поэтому точность, с которой GFI высчитала объемы нелегально вывезенного за восемь лет, по меньшей мере удивляет. Учитывая то, что основная масса теневых капиталов либо оседает на офшорных или банковских счетах и депозитах, либо материализуется в недвижимость и предметы роскоши, либо инвестируется в зарубежные бизнес-проекты (прежде всего в виде портфельных инвестиций), либо расходуется на приобретение ценных бумаг, можно предположить: у этой американской НПО явно хорошие связи в структурах США, занимающихся финансовой (и не только) разведкой.
Если допустить, что GFI более или менее точна в своих оценках, то для нашей страны, чей абсолютный объем ВВП, согласно официальным данным, примерно $107-110 миллиардов долларов, эти $126 млрд. не просто «соломинка», а целая дубина, которая может вполне сломать хребет верблюду (под «верблюдом» понимается существующая у нас экономическая система, которая сегодня напоминает дырявое ведро).
Действительно, по официальным данным, за все годы нашей независимости объем поступивших в Казахстан иностранных инвестиций составил около $150 млрд. (что ненамного больше тех $126 млрд., которых страна лишилась только за восемь лет). Сколько нелегальных денег «по-английски», не прощаясь, ушло из страны за всю нашу суверенную историю, можно только гадать. Тем более что GFI не учитывала лихие 90-е, на которые как раз и пришелся пик «великого переселения у. е.» из Казахстана.

Между прочим лидерами по прямым иностранным инвестициям в нашу республику являются именно те страны, на территории которых расположены популярные офшорные зоны: Нидерланды, Виргинские или Каймановы острова, Кипр и др. То есть, по сути, в основном в страну не приходят новые капиталы, а возвращаются те, что были выведены (в том числе незаконно) местными финансово-промышленными группами. Выходит, легализация капиталов и имущества, проведенная у нас дважды за последние одиннадцать лет, была не чем иным, как мертвому припаркой. Ведь эти деньги могут уйти из страны с такой же легкостью, как и прийти обратно. И никакая финансовая разведка, никакой комитет финансового контроля Минфина этому не помешают. Более того, как недавно выяснилось, легче и безопаснее переводить в офшоры миллиарды, чем пытаться перевезти за границу чуть более $10 000 (согласно подписанному недавно президентом РК Закону «О ратификации договора о порядке перемещения физическими лицами денежных средств через таможенную границу Таможенного союза», суммы, превышающие $10 тысяч, подлежат обязательному декларированию. — Ред.).
Если присмотреться к первой десятке «нелегалов» по рейтингу GFI, то в глаза бросается одна интересная закономерность: там немало сырьевых государств, которые, как правило, не отличаются прозрачностью распределения доходов от поставок сырья на мировые рынки. Кроме России мы видим здесь и Саудовскую Аравию, и ОАЭ, и Венесуэлу с Нигерией. То есть в список 50 конкурентоспособных стран мира мы, как ни старались, не попали, а в компанию «экспортеров» грязных капиталов — легко! Впрочем, в этом ничего странного нет, если учесть недавнюю оценку некоторыми экспертами рынка коррупционных услуг в 156 млрд. тенге, а также то, что доля теневой экономики вот уже десять последних лет не опускается ниже 30 процентов. Да и акимы областей с депутатами парламента, как жалуется «Нур Отан», «почему-то» не торопятся публиковать свои декларации о доходах. Действительно, что возьмешь с бессребреников?

В то же время правительство МАСИМОВА из кожи вон лезет, лишь бы улучшить позиции в многочисленных рейтингах, например в Doing business, активно зазывает иностранных инвесторов для участия в разрекламированной Программе форсированного индустриально-инновационного развития, на реализацию которой необходимо более 10 триллионов тенге инвестиций. Причем Казахстан может выделить только 3,6 триллиона — остальные 6,4 трлн., скорее всего, предполагается получить за счет инвестиций и займов. Но с точки зрения международного бизнеса, если из страны нелегально вывозят капитал, значит, в государстве не все в порядке: слишком высоки либо политические и инвестиционные риски (куда можно включить и значительный уровень коррупции), либо налоги. И потом, если собственный капитал бежит из страны, не желая работать на ее благо, то почему к нам должны выстраиваться в очередь иностранные инвесторы?
Объективности ради следует сказать: в республике не единожды звучали разные предложения о том, как поставить заслон утечке капиталов. Была, например, идея создать «черный список» лиц, участвовавших в схемах выведения активов финансовых организаций за рубеж. Кстати, в этот список предлагали занести не только акционеров и должностных лиц, но и сами финансовые институты. Хотя, конечно, настоящий нервный тик не только у бизнесменов, но и у чиновников могло вызвать более радикальное предложение: запретить субъектам казахстанской экономики любые операции, связанные с офшорами. Авторы этой идеи посягнули на «святое»: ведь многими нашими предприятиями, месторождениями, банками, авиакомпаниями владеют фирмы, зарегистрированные в офшорных зонах. С другой стороны, почему бы не последовать примеру властей Германии, которые собираются купить очередной по счету диск с данными на налоговых «уклонистов», хранящих сбережения в швейцарских банках? Кстати, вслед за Германией и другие страны проявили любопытство к этой альпийской стране, чья репутация эталона банковской тайны постепенно уходит в прошлое. Хотя трудно себе представить, что наше правительство всерьез кинется вслед за Берлином. Кто же будет пилить сук, на котором давно и очень удобно сидят многие не последние в государстве Казахстан люди? Если же количество офшоров критически сократится, то Астана в лучшем случае проведет очередную легализацию теневых капиталов. Ведь «лечить» покойника припарками у нас давно уже стало доброй традицией.

Досым САТПАЕВ, фото Владимира ЗАИКИНА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА

По сообщению сайта Общественно-политическая газета "Время"