Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Законотворчество под знаком творчества

Дата: 22 января 2011 в 14:00 Категория: Новости культуры

Законотворчество под знаком творчества

Законотворчество под знаком творчества

 

20 лет Независимости и 15 лет Парламента, отмечаемые в нынешнем году, – две важнейшие вехи в строительстве суверенного Казахстана. И даже разница между ними в пять лет – очень символичная цифра в осмыслении законодательного опыта, который мы начали приобретать еще в стенах Верховного Совета XII и XIII созывов. Мне довелось быть свидетелем того, как в 1994 году при принятии Гражданского кодекса и некоторых других законов Президент Нурсултан Назарбаев практически ежедневно участвовал в обсуждении, доказывая их первостепенную значимость для переустройства общества и новой зарождающейся экономики. Когда в канун нового, 1995 года законы были приняты, Глава государства не скрывал удовлетворения. Аналогичная ситуация складывалась, когда Верховным Советом принималось решение о переносе столицы. Президент проявил верх дипломатии и такта, чтобы убедить многопартийный законодательный орган в необходимости этого шага для будущего страны…

Сегодня многие эксперты утверждают: многопартийный Верховный Совет XIII созыва был первым профессиональным и «не ручным» парламентом Казахстана. Между тем Президент держал руку на пульсе его законотворческой деятельности, особенно по судьбоносным для страны вопросам. Выполнив свою переходную роль в условиях отсутствия четкого разделения полномочий между ветвями власти, институт Верховного Совета прекратил свое существование, причем впервые через процедуру решения Конституционного суда.

Это стало прецедентом в формировании сдержек и противовесов во взаимоотношениях между ветвями власти для выхода из кризиса государственной системы, находившейся в оцепенении от прежних экономических, финансовых и социальных проблем.

Ускорение этого процесса было осуществлено через создание Ассамб­леи народа Казахстана и принятие 30 августа 1995 года на всенародном референдуме новой Конституции Республики Казахстан, ставшей базисом организации управления государст­вом, закрепления новых форм собст­венности, расширения прав и свобод, разделения власти, введения института двухпалатного Парламента.

На открытии первой сессии Парламента РК первого созыва 30 января 1996 года Президент определил его миссию, цели и задачи емкой формулой: «Я призываю вас, уважаемые народные избранники, со всем вниманием и целеустремленностью сосредоточиться на принятии законов, жизненно необходимых обществу и государству, обеспечивающих успешное продвижение многонационального народа Казахстана по пути прогресса и процветания. Только в этом случае мы все заслужим поддержку и одобрение избирателей. Учитывая, что законы должны соответствовать Конституции, депутатам самим нужно обладать совершенным знанием Основного закона страны и быть примером точного исполнения законов».

Эта установка стала руководством к действию депутатов I, II, III и IV созывов Мажилиса Парламента. Каждый из них стремился внести свою лепту в улучшение законодательного процесса, утверждение демократических принципов во всех сферах государственного строительства, в процесс совершенствования законодательных актов.

От выборов к выборам происходит обновление состава Мажилиса, обусловленное предпочтениями избирателей и соотношением политических сил, что закономерно в условиях быст­ро меняющегося социума.

Мажилис IV созыва приступил к работе в 2007 году, когда Казахстан сделал решительные шаги в направлении общественно-политической модернизации и углубления межнационального и межконфессионального единства народа. Глава государства выступил инициатором демократических реформ, в ходе которых были основательно пересмотрены принципы формирования и функции Парламента, значительно усилена роль законодательного органа как самостоятельного и независимого субъекта власти.

Сегодня, в канун 15-летия, необходимо отметить, что эффективное осуществление законотворческой деятельности не могло бы состояться без плеяды ученых-правоведов – С. Зиманова, С. Сартаева, Г. Сапаргалиева, М. Баймаханова, З. Федотовой, а также депутатов нескольких созывов, заслуживших уважение и благодарность народа.

Каждый из семи комитетов Мажилиса имеет свое лицо. А каждый депутат – свое направление работы. Однако, получая еженедельный План мероприятий палаты, я всякий раз обращаю внимание на то, что наибольшее количество самых сложных законопроектов проходит через Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе. Его возглавляет старожил высшего представительного органа, кандидат юридических наук, заместитель руководителя фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Рахмет Мукашев, секретарем является доктор юридических наук, профессор Светлана Бычкова. Имена их коллег-профессио­налов также на слуху: Ж. Асанов, Е. Альзаков, З. Балиева, Б. Бекжанов, О. Дымов, И. Елекеев, О. Киколенко, Ш. Мырзахметов, Р. Сарпеков, С. Темирбулатов, Н. Турецкий, М. Тинекеев, Л. Хочиева. Совсем не случайно то, что в канун 15-летия Парламента член этого комитета Берик Бекжанов защитил докторскую диссертацию по актуальной теме – «Парламентаризм в Казахстане: современное состояние и перспективы развития», в которой рассмотрены актуальные проблемы становления и развития отечественного института парламентаризма.

Знаковым является и то, что после конституционной реформы 2007 года в Мажилисе закрепилось представительство этнических групп, – девять депутатов палаты избраны Ассамблеей народа Казахстана. Они образовали депутатскую группу «Жаңа Қазақстан», благодаря эффективным действиям которой в 2008 году Парламентом принят важный Закон – «Об Ассамблее народа Казахстана», открывший новый этап системного и поступательного развития межэтнических отношений в нашем государстве. Актуальность и уникальность этого документа не только для нашей страны, но и для мирового сообщества отмечены на Саммите ОБСЕ в Астане.

Как известно, Мажилис первым принимает для обсуждения законопроекты, инициированные Правительством, депутатами Парламента, а по новым поправкам – и Президентом страны. До принятия законов проводится скрупулезная экспертная и исследовательская работа, сопоставляются последст­вия для различных групп населения и вырабатываются согласованные решения. Но, несмотря на это, в стенах Парламента и на заседаниях фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе регулярно ставится вопрос о повышении требований к качеству законопроектов через более эффективный мониторинг со стороны общественности.

С этой целью с 2007 года при Мажилисе действует Общественная палата, основные функции которой заключаются в экспертно-консультативном содейст­вии законотворческой деятельности. Это очень удобная диалоговая площадка и эффективный инструмент межпартийного диалога. Несмотря на небольшой срок деятельности, можно сказать, что эта структура оправдала возложенную на нее миссию, неоднократно способст­вовала уточнению экспертных оценок на стадиях обсуждения законопроектов и учета общественного мнения. Это наиболее рельефно проявилось при подготовке Закона «О защите прав потребителей», когда на основе замечаний Общественной палаты рабочая группа существенно подкорректировала некоторые статьи, законодательно обеспечив интересы потребителей.

В IV созыве существенно расширилось взаимодействие депутатов с новой структурой – институтом парламентаризма НДП «Нур Отан». Благодаря инициативам этого института мы можем участвовать в выездных семинарах и «круглых столах» по актуальным вопросам, требующим законодательного обеспечения. В частности, очень большой объем работ, в том числе и с участием зарубежных экспертов, выполнен при рассмотрении моделей местного самоуправления и обсуждении проектов закона «О местном самоуправлении».

Лично для меня ценным подспорьем также являются методические материалы, которые оперативно отрабатываются экспертами института. Можно надеяться, что организационное и правовое укрепление этой структуры позволит в дальнейшем поднять ее статус до уровня, принятого в ведущих государствах мира.

Эффективной и результативной работе депутатов Мажилиса способствует современный партийный менеджмент фракции НДП «Нур Отан».

С самого начала были введены процедуры планирования, контроля и корректирующих действий, особенно при выезде депутатов в регионы, при осуществлении работы в общественных приемных партии, проверке объектов по программе «100 школ,100 больниц» и контроле за объектами Программы форсированного индустриально-инновационного развития. Лаконичные письменные отчеты депутатов и дейст­вия превентивного реагирования способствуют повышению авторитета Мажилиса и НДП «Нур Отан». Накопленный опыт функционирования фракции требует тщательного анализа, поиска новых точек роста и, конечно же, совершенствования для выполнения предвыборных обещаний и подготовки к новым выборам в 2012 году. Результаты этих процессов станут основой нового этапа развития парламентаризма в нашей стране.

Совершенно очевидно, что люди, создающие законы, должны обладать одновременно качествами квалифицированных юристов, мудрых социальных аналитиков и тонких психологов, глубоко порядочных чиновников.

Нурсултан Назарбаев

 

Виктор КИЯНСКИЙ,

депутат Мажилиса Парламента

 

По сообщению сайта Zakon.kz