Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Законотворчество под знаком творчества

Дата: 22 января 2011 в 14:10 Категория: Новости культуры

Законотворчество
под знаком творчества
 
20
лет Независимости и 15 лет Парламента, отмечаемые в нынешнем году, – две
важнейшие вехи в строительстве суверенного Казахстана. И даже разница между
ними в пять лет – очень символичная цифра в осмыслении законодательного опыта,
который мы начали приобретать еще в стенах Верховного Совета XII и XIII
созывов. Мне довелось быть свидетелем того, как в 1994 году при принятии
Гражданского кодекса и некоторых других законов Президент Нурсултан Назарбаев
практически ежедневно участвовал в обсуждении, доказывая их первостепенную
значимость для переустройства общества и новой зарождающейся экономики. Когда в
канун нового, 1995 года законы были приняты, Глава государства не скрывал
удовлетворения. Аналогичная ситуация складывалась, когда Верховным Советом
принималось решение о переносе столицы. Президент проявил верх дипломатии и
такта, чтобы убедить многопартийный законодательный орган в необходимости этого
шага для будущего страны…
Сегодня многие эксперты утверждают: многопартийный
Верховный Совет XIII созыва был первым профессиональным и «не ручным»
парламентом Казахстана. Между тем Президент держал руку на пульсе его
законотворческой деятельности, особенно по судьбоносным для страны вопросам.
Выполнив свою переходную роль в условиях отсутствия четкого разделения
полномочий между ветвями власти, институт Верховного Совета прекратил свое
существование, причем впервые через процедуру решения Конституционного суда.
Это
стало прецедентом в формировании сдержек и противовесов во взаимоотношениях
между ветвями власти для выхода из кризиса государственной системы,
находившейся в оцепенении от прежних экономических, финансовых и социальных
проблем.
Ускорение
этого процесса было осуществлено через создание Ассамб­леи народа Казахстана и
принятие 30 августа 1995 года на всенародном референдуме новой Конституции
Республики Казахстан, ставшей базисом организации управления государст­вом,
закрепления новых форм собст­венности, расширения прав и свобод, разделения
власти, введения института двухпалатного Парламента.
На
открытии первой сессии Парламента РК первого созыва 30 января 1996 года
Президент определил его миссию, цели и задачи емкой формулой: «Я призываю вас,
уважаемые народные избранники, со всем вниманием и целеустремленностью
сосредоточиться на принятии законов, жизненно необходимых обществу и
государству, обеспечивающих успешное продвижение многонационального народа
Казахстана по пути прогресса и процветания. Только в этом случае мы все
заслужим поддержку и одобрение избирателей. Учитывая, что законы должны
соответствовать Конституции, депутатам самим нужно обладать совершенным знанием
Основного закона страны и быть примером точного исполнения законов».
Эта
установка стала руководством к действию депутатов I, II, III и IV созывов
Мажилиса Парламента. Каждый из них стремился внести свою лепту в улучшение
законодательного процесса, утверждение демократических принципов во всех сферах
государственного строительства, в процесс совершенствования законодательных
актов.
От
выборов к выборам происходит обновление состава Мажилиса, обусловленное
предпочтениями избирателей и соотношением политических сил, что закономерно в
условиях быст­ро меняющегося социума.
Мажилис
IV созыва приступил к работе в 2007 году, когда Казахстан сделал решительные
шаги в направлении общественно-политической модернизации и углубления
межнационального и межконфессионального единства народа. Глава государства
выступил инициатором демократических реформ, в ходе которых были основательно
пересмотрены принципы формирования и функции Парламента, значительно усилена
роль законодательного органа как самостоятельного и независимого субъекта
власти.
Сегодня,
в канун 15-летия, необходимо отметить, что эффективное осуществление
законотворческой деятельности не могло бы состояться без плеяды
ученых-правоведов – С. Зиманова, С. Сартаева, Г. Сапаргалиева, М. Баймаханова,
З. Федотовой, а также депутатов нескольких созывов, заслуживших уважение и
благодарность народа.
Каждый
из семи комитетов Мажилиса имеет свое лицо. А каждый депутат – свое направление
работы. Однако, получая еженедельный План мероприятий палаты, я всякий раз
обращаю внимание на то, что наибольшее количество самых сложных законопроектов
проходит через Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе. Его
возглавляет старожил высшего представительного органа, кандидат юридических
наук, заместитель руководителя фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Рахмет
Мукашев, секретарем является доктор юридических наук, профессор Светлана
Бычкова. Имена их коллег-профессио­налов также на слуху: Ж. Асанов, Е.
Альзаков, З. Балиева, Б. Бекжанов, О. Дымов, И. Елекеев, О. Киколенко, Ш.
Мырзахметов, Р. Сарпеков, С. Темирбулатов, Н. Турецкий, М. Тинекеев, Л.
Хочиева. Совсем не случайно то, что в канун 15-летия Парламента член этого
комитета Берик Бекжанов защитил докторскую диссертацию по актуальной теме –
«Парламентаризм в Казахстане: современное состояние и перспективы развития», в
которой рассмотрены актуальные проблемы становления и развития отечественного
института парламентаризма.
Знаковым
является и то, что после конституционной реформы 2007 года в Мажилисе
закрепилось представительство этнических групп, – девять депутатов палаты
избраны Ассамблеей народа Казахстана. Они образовали депутатскую группу «Жа#1187;а
#1178;аза#1179;стан», благодаря эффективным действиям которой в 2008 году
Парламентом принят важный Закон – «Об Ассамблее народа Казахстана», открывший
новый этап системного и поступательного развития межэтнических отношений в
нашем государстве. Актуальность и уникальность этого документа не только для
нашей страны, но и для мирового сообщества отмечены на Саммите ОБСЕ в Астане.
Как
известно, Мажилис первым принимает для обсуждения законопроекты, инициированные
Правительством, депутатами Парламента, а по новым поправкам – и Президентом
страны. До принятия законов проводится скрупулезная экспертная и
исследовательская работа, сопоставляются последст­вия для различных групп
населения и вырабатываются согласованные решения. Но, несмотря на это, в стенах
Парламента и на заседаниях фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе регулярно ставится
вопрос о повышении требований к качеству законопроектов через более эффективный
мониторинг со стороны общественности.
С
этой целью с 2007 года при Мажилисе действует Общественная палата, основные
функции которой заключаются в экспертно-консультативном содейст­вии
законотворческой деятельности. Это очень удобная диалоговая площадка и
эффективный инструмент межпартийного диалога. Несмотря на небольшой срок
деятельности, можно сказать, что эта структура оправдала возложенную на нее
миссию, неоднократно способст­вовала уточнению экспертных оценок на стадиях
обсуждения законопроектов и учета общественного мнения. Это наиболее рельефно
проявилось при подготовке Закона «О защите прав потребителей», когда на основе
замечаний Общественной палаты рабочая группа существенно подкорректировала
некоторые статьи, законодательно обеспечив интересы потребителей.
В
IV созыве существенно расширилось взаимодействие депутатов с новой структурой –
институтом парламентаризма НДП «Нур Отан». Благодаря инициативам этого
института мы можем участвовать в выездных семинарах и «круглых столах» по
актуальным вопросам, требующим законодательного обеспечения. В частности, очень
большой объем работ, в том числе и с участием зарубежных экспертов, выполнен
при рассмотрении моделей местного самоуправления и обсуждении проектов закона
«О местном самоуправлении».
Лично
для меня ценным подспорьем также являются методические материалы, которые
оперативно отрабатываются экспертами института. Можно надеяться, что
организационное и правовое укрепление этой структуры позволит в дальнейшем
поднять ее статус до уровня, принятого в ведущих государствах мира.
Эффективной
и результативной работе депутатов Мажилиса способствует современный партийный
менеджмент фракции НДП «Нур Отан».
С
самого начала были введены процедуры планирования, контроля и корректирующих
действий, особенно при выезде депутатов в регионы, при осуществлении работы в
общественных приемных партии, проверке объектов по программе «100 школ,100
больниц» и контроле за объектами Программы форсированного
индустриально-инновационного развития. Лаконичные письменные отчеты депутатов и
дейст­вия превентивного реагирования способствуют повышению авторитета Мажилиса
и НДП «Нур Отан». Накопленный опыт функционирования фракции требует тщательного
анализа, поиска новых точек роста и, конечно же, совершенствования для
выполнения предвыборных обещаний и подготовки к новым выборам в 2012 году. Результаты
этих процессов станут основой нового этапа развития парламентаризма в нашей
стране.
Совершенно
очевидно, что люди, создающие законы, должны обладать одновременно качествами
квалифицированных юристов, мудрых социальных аналитиков и тонких психологов,
глубоко порядочных чиновников.
Нурсултан Назарбаев
 
Виктор КИЯНСКИЙ,
депутат Мажилиса Парламента
  Прочие, Сайт газеты «Казахстанская правда»

По сообщению сайта Meta · новости дня