Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Образованию придают художественную форму // Творческие вузы борются с болонской системой

Дата: 24 января 2011 в 10:12 Категория: Новости культуры

На совместном заседании коллегий Министерства культуры и Министерства образования и науки было достигнуто соглашение о поправках в готовящийся законопроект «Об образовании в Российской Федерации», который может быть принят уже в феврале. Документ предусматривает комплексную реформу российского образования и присоединение к Болонскому процессу, чем недовольны многие российские преподаватели. Опасения вызывает ключевой принцип Болонского процесса, согласно которому в странах-участницах, в том числе и России, вводится двухэтапная унифицированная система обучения. Для того чтобы выпускнику российского вуза не нужно было заново сдавать экзамены для обучения за границей или подтверждать свои знания при приеме на работу, уровень его компетентности определяется двумя степенями. Первый этап обучения дает степень бакалавра, а следующий, более углубленный,— магистра. По новому закону, предусматривающему повсеместное введение болонской системы, финансирование учебных заведений напрямую будет зависеть от их наименования — и академии, в том числе, например, РАТИ (ГИТИС), могут быть лишены возможности иметь магистратуру и ученый совет. «Большое спасибо за то, что по 18 специальностям освободили нас от Болонского процесса. Но у нас есть и другие специальности, которые надо сохранить. Нам нельзя уподобляться странам, где исчезла театральная и художественная школы»,— заявил министр культуры Александр Авдеев. Заместитель министра образования Иван Лобанов его успокоил, отметив, что от типологии творческих вузов, возможно, откажутся, оставив им право на прежнее название. Кроме того, после окончания творческого вуза его выпускник — балерина, певец, актер — сможет продолжить обучение в качестве ассистента-стажера своего мастера, то есть в «творческой аспирантуре», как назвал этот новый институт министр Авдеев. Еще одним спорным моментом в обсуждаемой реформе образования является проблема детского профессионального художественного образования. Как уже сообщал «Ъ» (см. «Ъ» от 8 декабря 2010 года), согласно первоначальной концепции, профессиональные дисциплины в средних специальных заведениях дети смогут изучать только с 15 лет, тогда как в балетных школах обучение исторически начинается с десяти лет, а то и раньше. Господин Авдеев заявил: «Не будем обсуждать глупости», дав, таким образом, понять, что традиции русского балета и высоких спортивных достижений, которых тоже необходимо добиваться с малолетства, уже ничто не угрожает. Чиновники уверили присутствовавших в зале преподавателей, что отбор в детские профессиональные школы тоже никто не отменит, и взять в обучение толпу бездарей, согласно Конституции РФ, гарантирующей общедоступность среднего профобразования, никто их не заставит. Решением коллегий детским начальным художественным школам должен быть присвоен статус предпрофессиональных образовательных учреждений. Теперь их выпускники будут получать свидетельство государственного образца об окончании. Чтобы сохранить сложившуюся традицию творческого образования, средним учебным заведениям присвоили статус «учреждений интегрированного образования в области искусства»: они получают право отбора талантливых детей для обучения по специальным программам. Чиновники решили позаботиться не только о детях, но и об их преподавателях. По словам директора департамента науки и образования Минкульта Олега Неретина, средняя зарплата педагога в музыкальной школе — всего около 5,7 тыс. руб. в месяц. Это связано с тем, что сейчас музыкальные школы считаются заведениями дополнительного образования и их работники имеют другие права, нежели преподаватели общеобразовательных школ. Министр культуры Александр Авдеев заявил, что необходимо положить конец дискриминации преподавателей детских музыкальных школ, обязав их работать 18 часов в неделю и получать соответствующую зарплату. «Кроме того, преподаватель школы искусств сегодня лишен права получать пенсию и одновременно работать. Теперь мы это наконец исправим»,— добавил министр. Однако, несмотря на консенсус, достигнутый между творческими работниками и чиновниками, нашлись те, кому уровень дискуссии все равно показался заниженным. «Раньше олицетворением нашей страны был мальчик со скрипкой, как в фильме Тарковского, а сегодня лицо нашей страны — футбольный фанат, с ним беседует премьер-министр»,— произнес в своем выступлении главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей, пояснив, что имеет в виду имидж художественного образования в глазах общества.

По сообщению сайта Коммерсантъ