В Сибири обнаружены доказательства вины вулканов в массовом вымирании

Дата: 24 января 2011 в 16:51

Угольные частицы, найденные в сибирских траппах (слева), и выброшенные современной угольной фабрикой (справа). Фото Hamed Sanei, NRCan/University of Calgary Ученые обнаружили новые доказательства того, что массовые извержения вулканов могли стать причиной так называемой пермской катастрофы — одного из крупнейших вымираний в истории планеты. Статья специалистов, работавших в Сибири, опубликована в журнале Nature Geoscience. Коротко об исследовании пишет портал ScienceNOW. Пермская катастрофа произошла около 250 миллионов лет назад — по до конца не ясным причинам на Земле исчезло около 90 процентов всех обитателей океанов и около 70 процентов наземных живых существ. Существует несколько наиболее популярных гипотез, объясняющих произошедшее. Одна из них предполагает, что животные погибали из-за очень активной вулканической деятельности и ее последствий. Чтобы проверить эту версию, авторы нового исследования изучали сибирские траппы — магматические отложения, которые сформировались на границе перми и триаса — то есть, приблизительно одновременно с массовым вымиранием. В породах, образовывавшихся непосредственно перед началом пермской катастрофы, ученые обнаружили микроскопические частицы, которые по массе и размеру напоминали частицы угля, выбрасываемые современными угольными фабриками. Исследователи полагают, что такие частицы могли сформироваться, когда лава вырывалась из-под земли сквозь сибирские угольные отложения. Легкие фрагменты угля могли подниматься в атмосферу на высоту до 20 километров и распространяться по планете за счет воздушных потоков. Когда угольные частицы, содержащие вкрапления тяжелых металлов, попали в океан, его воды стали токсичными для обитателей Земли. В самом конце прошлого года другой коллектив ученых, также работавших на сибирских траппах, представил другие доказательства в пользу вулканической гипотезы пермского вымирания. На основании собранных данных исследователи предположили, что во время извержений лава «впитала» триллионы тонн фтора, хлора и серы, которые, попав в атмосферу, могли разрушить озоновый слой. Источник: «Lenta.ru»

По сообщению сайта Портал Site.KZ