Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Эксперт: Создание Саамского парламента продиктовано политическими интересами, а уже потом — необходимостью сохранения культуры

Дата: 24 января 2011 в 19:40 Категория: Новости политики

В декабре 2010 года в Мурманской области был образован Саамский парламент. Новый представительный орган призван защищать интересы около 2 тысяч жителей Кольского полуострова. О то насколько необходим парламент малочисленному народу и о возмож-ных последствиях его создания корреспондент ИА REGNUM побеседовал с профессором Поморского государственного университета, директора Института управления и регионологии Юрием Лукиным.

ИА REGNUM: Юрий Федорович, зачем, на Ваш взгляд, создан Саамский парламент?

Понятно, что создание любого парламента является не вопросом культурного самоопре-деления. Создаётся ведь не культурно-национальная автономия, не землячество, диас-пора или новая самоуправляемая община саамского народа. Создание парламента — это чистейшей воды политика, и в первую очередь политическая акция, отношения по поводу власти, а потом уже сохранение языка, культуры, экологии. В Арктике к этому ещё добав-ляется запах нефти и газа, влияние Штокмановского проекта на этнополитическую ситуа-цию. За созданием парламента может последовать требование предоставить долю ресурсов, бюджета и так далее.

ИА REGNUM: Насколько обоснованы опасения тех, кто видит в создании таких структур угрозу раскола единого народа?

Давайте смоделируем подобную ситуацию и её возможные последствия в глобальном масштабе. Современный этнокультурный ландшафт глобального социума включает 10 000 культур и 6 900 языков, которые образуют тысячи традиционных систем знаний. Те-перь выскажем гипотезу, что все существующие этносы, носители своих культур и язы-ков, создают парламенты, сформированные исключительно по этническому признаку. В мире появляются тысячи парламентов, как инструментов политической власти каждого этноса, большого и маленького. Саамский парламент России объединяется с саамскими парламентами Норвегии, Швеции, Финляндии в Нордическую федерацию саамского на-рода и требует себе затем представительства в Совете Европы, в ООН. Сейчас в мире насчитывается 250 стран и территорий, в том числе 192 государства-членов ООН. А бу-дет триста, пятьсот, тысяча... государств, образованных по этническому признаку. Про-цесс пошёл, — как говорил первый президент канувшего в лету СССР. Детали политиче-ского самоопределения этносов в Европе уже отработаны на примере Косово. Кто сле-дующий? Саамы? Баски? Курды? А может русские?

Вслед за саамами потянутся поморы. Губернатор Архангельской области в своем Послании областному Собранию 21.12.2010 объявил 2011 год годом Поморской культуры.14 января состоялось заседание оргкомитета, на котором обсуждались около 40 социально-экономических, культурных мероприятий. В рамках года Поморской культуры будут проводиться многочисленные мероприятия по развитию культурного и исторического наследия, по поддержке людей, ведущих традиционные промыслы на побережье Белого моря, популяризации поморской культуры за пределами нашего региона. Замечательно и про-тив этого наверно никто не будет возражать. Однако почему-то стыдливо ни в одном из этих мероприятий вы не встретите даже упоминания о русской культуре, о русских поморах?

Я за русских поморов, за российское Поморье, за культуру русских поморов! Но я не по-нимаю, почему бездумно к месту и не к месту надо всё время употреблять концепт «поморы» без прилагательного «русские»? Говорить «Поморская культура», а не «культура русских поморов»? Зачем отождествлять всю Архангельскую область с интернациональным понятием «Поморье», а не с «Русским Севером», например? Это ведь не такие уж безобидные вещи, как может показаться на первый взгляд. Зачем нам то ещё самим в нашей стране раскалывать единый русский народ? У нас что не осталось больше ника-ких других проблем или хотели как лучше?

Не исключено, что вслед за саамами о своём желании создать Ненецкий парламент по модели саамского заявят ненцы, проживающие в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Таймырском муниципальном районе Красноярского края. Грешен, я когда-то и сам изучал такую возможность. Сегодня я предлагаю на первое место поставить не политику, а культуру.

Представим, что в России создаётся 142, а то и все 182 парламента. И всё прощай наша Russia! Девяностые годы со знаменитым ельцинским призывом к регионам: «Берите су-веренитета столько, сколько можете проглотить», — покажется всем нам детским лепетом, забавной фразой.

ИА REGNUM: Как Вы относитесь к тому, что правами саамов на доступ к незагрязненным ресурсам Арктики обеспокоились в Европарламенте? Таит ли это в себе угрозу для России? Вооб-ще, это как-то отразится на внутриполитических решениях России относительно прав малочисленных народов?

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) представляет собою фактически ев-ропейский клуб представителей парламентских структур 47 демократических государств нашего континента, входящих в Совет Европы. Это типичная международная площадка для разговора, дискуссий, обмена мнениями по проблемам современного общества и различным аспектам международной политики. По большому счету это обычные январ-ские «посиделки» 318 членов Ассамблеи и их заместителей в Страсбурге. Члены Ас-самблеи от Российской Федерации конечно же имеют возможность довести решения ПАСЕ до сведения российского правительства. Окажет ли это влияние на наше прави-тельство? Отвечая дипломатически, можно сказать, что да. Разве кто-то в России из со-става правительства или Совета Федерации, Государственной Думы ФС, находясь в здравом уме, будет возражать против укрепления культурных и лингвистических прав российских саамов, проживающих на Кольском Севере России? Однако думаю, что на российскую власть и социум гораздо большее влияние оказал декабрьский «бунт» на Манежной площади у стен Кремля.

Угрозы в поднятии таких тем для нас нет. Угроза, скорее, таится в нас самих. В нашей аполитичности и социальной пассивности. В сложившейся напряженности в межнацио-нальных отношениях между народами России на бытовом и культурном уровне. Извне только подливают масла в огонь. А тушить разгорающийся не первый год пожар придётся нам самим.

ИА REGNUM: Какие проблемы коренных народов Вы выделяете в первую очередь?

В государственном управлении Арктической зоной и Севером России сегодня соединяются функционально очень разные этнокультурные процессы, требующие обоснованных системных решений по проблемам: во-первых — сохранения культуры, языка, знаний и ценностей, эффективной позитивной адаптации коренных малочисленных народов к реалиям современной жизни в условиях глобализации с учетом международного опыта; во-вторых — обеспечения равных прав, устойчивого развития для всего коренного постоян-ного населения Арктики и Севера России, включая старожильческое русское население, русских поморов, саамов, ненцев, коми, якутов и других народов Севера.

Что касается статуса коренного народа, то в этом необходимо очень внимательно разобраться. Если речь идёт только о льготах и привилегиях для малочисленных народов Севера, связанных с рыбными квотами, охотой, рыбной ловлей, владением землёй и морскими угодьями, то почему бы не распространить эти правила для всего коренного населения, веками проживающего на севере, в том и числе русских, коми, якутов, ненцев, саамов и др. Статус коренного народа в этом случае может быть применён ко всему старожильческому населению, веками проживающему на Севере России, исключая пришлое население в первом поколении, мигрантов, вахтовиков. Русские сегодня являются фактически и коренным народом Севера и основной титульной нацией в России.

Предлагаемый порядок равных прав для всех этносов без всяких исключений в разы бы уменьшил бюрократические ограничения со стороны государственной машины для населения северных территорий страны и резко сократил бы возможности для коррупции при проведении конкурсов по выделению всяких квот и выдаче разных разрешений. Плюс ещё экономия расходов и возможность изменения функций управления, его переориен-тация на контроль соблюдения прав Nord men — северного человека без акцента на его этническое происхождение, национальность. При таком подходе отнюдь не умаляется роль коренных малочисленных народов Севера, а многократно возрастают их возможно-сти в реализации установленных законом прав. Я за равенство прав всех без исключения народов на территории России — больших и малых, за демократическую диктатуру закона.

По сообщению сайта REGNUM