Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Татарские национал-радикалы поддерживают «Антифа», просто националы — нет

Дата: 24 января 2011 в 21:30

Инцидент с избиением молодых болельщиков футбольной команды «Рубин», организовавших 16 января в Казани пробег под девизом «Русские за здоровый образ жизни!», продолжает обсуждаться в общественно-политических кругах Татарии. Если деятели умеренного лагеря татарских националистов не одобряют нападения «Антифа-Казань» на участников забега, то представители татарских национал-радикалов высказывают «антифашистам» полное понимание и поддержку.

Проявление уличного экстремизма в республике, имеющего идеологическую составляющую, вынужден был отметить даже министр внутренних дел Татарстана генерал Асгат Сафаров, который, выступая 20 января на расширенной коллегии МВД по РТ, указал, что количество скинхедов и «антифашистов» возросло почти вдвое, и «это только те, кто попал в поле нашего зрения». Хотя только на странице одной из социальной сетей было указано около 500 сторонников казанской «Антифа», по мнению главы МВД по РТ, в республике пока насчитывается «около 150 скинхедов и членов «Антифа».

По мнению завкафедрой социальной и политической конфликтологии КГТУ, доктора социологических наук Александра Салагаева, занимающегося данной проблемой, все последние события следует рассматривать как результат трансформации печально известного «казанского феномена» — возникновения организованной уличной преступности в Казани в 1980-1990 годы. Как считает профессор-социолог, «сегодня на смену обычным дракам казанских гопников, являвшихся частью криминальной субкультуры, пришло идеологически мотивированное уличное противостояние молодежи».

«Антифа» — одна из радикальных группировок молодежи, подпитывающихся леворадикальными и анархическими идеями. В их идеологии, наряду с декларируемыми антифашизмом или расизмом, присутствует и неприятие государства как такового, и поддержка радикального феминизма, борьба за свободу однополой любви, легализацию наркотиков, защита прав животных, которая выражается в гротескных формах — например, в нападениях на граждан с меховыми воротниками», — объясняет профессор Салагаев. Эта идеология пришла в Россию из-за рубежа вместе с другими формами молодежной субкультуры: скинхедами, панками, растаманами, рэперами, антиглобалистами и радикальными экологистами.

«В силу этого, — продолжает казанский социолог, — «антифашисты», выступая, казалось бы, под благородными лозунгами борьбы с нацизмом, в реальности готовы бороться, используя физическое насилие со всеми, кто занимает патриотическую позицию. Члены «Антифа» не скрывают своих установок «Патриотизм — это рабство!» и «Государство — это враг!». Кроме того, составной частью идеологии «Антифы» является русофобия. «Например, как нам стало известно, среди членов казанского отделения «Антифа», участвовавших в избиении болельщиков «Рубина» — русских и татар, присутствовали дагестанцы, этот факт говорит об общероссийских тенденциях», — заявил Александр Салагаев.

Все эти данные были получены сотрудниками Центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР), директором которого является Александр Салагаев, в ходе исследования «Современные молодежные субкультуры», выполняемого по заказу Евросоюза. Сейчас ЦАИР заканчивает работу еще над одним научно-аналитическим проектом «Молодежный экстремизм в современной России» по гранту Рособразования. Предварительные результаты исследований показали усиление роста молодежного насилия на идеологической почве, в результате чего печально знаменитый «казанский феномен» трансформировался и приобрел новую и очень опасную основу.

В этой связи довольна любопытна реакция татарских националов, мнения среди которых на действия «Антифа-Казань» полярно разделились, несмотря на явные попытки того же радио «Азатлык» («Свобода») направить мнение татарской общественности в единое русло поддержки «антифашистов». В частности, сразу же после нападения «Антифа-Казань» редакция транслировала свидетельство «спортивного обозревателя» Алмаза Гафиятова, студента журфака КФУ, который заявил, что бежавшие болельщики «Рубина» выкрикивали «Русские идут!» и «Россия для русских!». При этом самого Гафиятова не было на акции, а на имеющемся видео нет ни одного подобного лозунга.

Директор Института истории Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов (бывший советник экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева, известный своими разработками по татарскому национализму, а также громким заявлением о защите прав народа с автоматом в руках — прим. ИА REGNUM) в беседе по телефону сообщил, что он против любого уличного насилия, какими бы благородными идеями оно не прикрывалось. «Любой нормальный человек будет против фашизма и ваххабизма, потому что обе эти идеологии носят деструктивный характер. Поэтому я тоже антифашист, но нападать с резиновыми дубинками на бегущих людей, которые выступают за здоровый образ жизни, — это уже преступление, и я такой «антифашизм» не поддерживаю», — заявил Хакимов.

При этом, по мнению Хакимова, вместо лозунга «Русские за здоровый образ жизни!» футбольным болельщикам стоило бы бежать под более нейтральным девизом «Россияне за здоровый образ жизни!». «События на Манежной площади в Москве продемонстрировали недовольство в обществе политикой государства в сфере межнациональных отношений, и произошедшее в Казани столкновение между футбольными болельщиками и членами «Антифа» можно считать отголоском того, что произошло в российской столице», — уверен Рафаэль Хакимов.

Представитель молодежного крыла татарских националистов — председатель Всемирного форума татарской молодежи Руслан Айсин полагает, что нападение членов «Антифа» на болельщиков «Рубина» имеет «ярко выраженный постановочный характер» со стороны силовых структур: «Не секрет, что различные фанатские движения курируются силовым сегментом правящей бюрократии, которая использует их в своих политических интересах. Очевидно, что это искусственно смоделированный инцидент». По мнению Айсина, подлинной целью является «попытка раскачать ситуацию в республике, взорвать здесь межнациональное согласие», а «все эти действия стоит рассматривать в общем контексте политического противостояния между двумя головами российской власти накануне большого избирательного цикла».

Булат Шагеев, активист социалистического крыла татарского молодежного движения, причиной нападения «антифашистов» считает излишнюю амбициозность казанского отделения «Антифа» в их «желании громко заявить о себе». В то же время он не исключает, что подобная акция была необходима координаторам местного отделения «Антифа» в целях отчетности, поскольку «по некоторым данным движение «Антифа» спонсируется определенными московскими и даже заграничными организациями». «Что касается участия татар в русском националистическом движении, то в этом на сегодняшний день ничего удивительного нет, поскольку сближение татар с русскими является закономерным итогом краха идеологии пантюркизма и отделения исламского фактора от татарского национального движения в результате салафитизации. Космополитизация мечетей приводит, в конце концов, к осознанию татарами большей культурной близости с русскими, нежели с другими мусульманскими народами Востока, в первую очередь, Кавказа и Центральной Азии», — считает Булат Шагеев.

Совсем иная оценка у одного из представителей татарских национал-радикалов — председателя набережночелнинского отделения ТОЦ Рафиса Кашапова (в 2009 году осужденного за разжигание межнациональной вражды — прим. ). В своем комментарии ИА REGNUM он заявил, что поддерживает принципы движения «Антифа», поскольку «они уже долгие годы ведут борьбу против нацизма, скинхедов и за демократический строй государства». «Те татары, которые бегут вместе с русскими, крича «За здоровую русскую нацию», — полагает Рафис Кашапов, — сами нездоровы. Столкновение на Манежной площади показало, что русские били нерусских, и этот процесс до сих пор продолжается: вместе с кавказцами, азиатами бьют и нас — татар». При этом Кашапов не уточнил, где были избиты татары, но пожалел, что возлагая цветы на могилу убитого Егора Свиридова, Владимир Путин не выразил соболезнования «убитым и избитым кавказцам и азиатам».

Однако ярче всего солидарность радикальных татарских националистов с казанскими «антифашистами» проявилась в ходе дискуссий, активно ведущихся в социальной сети «В контакте». В ходе обсуждений выяснилось, что активисты «Антифа-Казань» сочувствуют освободительной борьбе татарского народа, а также «любых сепаратистов против Российской империи». Хотя изначально национальные отличия участниками «Антифа» были признаны «буржуазными пережитками», в итоге выяснилось, что в некоторых случаях им все же следует сочувствовать и помогать, поскольку для развала государства хороши все средства. При этом такое понятие как «любовь к Родине» было признано «Антифа» пропагандистским штампом и «инструментом для одурманивания населения».

«Последние события в Казани, связанные с дракой между так называемыми «антифашистами» и болельщиками «Рубина» говорят о том, что не только в Татарстане, но и во всей России, не всё благополучно в межнациональных отношениях», — резюмирует директор Центра этнологического мониторинга Всемирного конгресса татар Дамир Исхаков. По мнению этнолога (в свое время как и Рафаэль Хакимов выступавшего в качестве разработчика идей татарской самости — прим. ИА REGNUM) участие татар в группе болельщиков «Рубина», бежавших под девизом «Русские за здоровый образ жизни!», не случайно: «Лозунги «Русские за здоровый образ жизни!», «Русские — за спорт!» и «Русский, значит трезвый!» — это не совсем русские лозунги.

«Татары, как и русские, не приняли западно-либеральной модели развития общества, которая стала внедряться в России после 1991 года, — поясняет Исхаков. — В результате русские ощущают себя крайне ущемленными и обделенными не только здесь, в Татарстане, но и в России. Так же чувствуют себя и татары, особенно урбанизированная татарская молодежь, которая не отделяет себя от своих русских сверстников».

По сообщению сайта REGNUM