Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Филькина грамота

Дата: 25 января 2011 в 07:50

Данила ЮВАЧЕВ, «Мегаполис», 24 января

На сайте Министерства образования edu.gov.kz в разделе «Аналитическая работа» – пусто. Хотя министр Бакытжан Жумагулов в своем выступлении на коллегии намекал, что такая работа ведется. Просто не видно ее, значит, невооруженным глазом эту работу-то.
В среду в министерстве была коллегия. Жумагулов обозначил задачи. Подписал с премьером меморандум о целевых показателях (расписался, надеюсь, кровью). Послушала широкая общественность министра, послушала премьера – и поняла, что надеяться ей, как и прежде, не на кого. Окромя самоей себя.
Потому что министр увлечен новациями, а вовсе не склонен навести порядок. Его заботят ваучеры-модули-кредиты, волнуют ТиПО и МИО, вдохновляют 4% ВВП, выделяемые на образование. Все это вещи, безусловно, важные и нужные. Но широкая общественность ждет нормальных учебников, грамотных тестов, сбалансированной программы, влюбленных в дело учителей. То есть образование и его министр находятся как бы в параллельных мирах. Отделены эти миры прозрачной звуконепроницаемой и пуленепробиваемой (на всякий случай) стеной. Находясь в одном мире, можно наблюдать, что происходит в другом. Но повлиять на то, что там происходит, нельзя.
В школах у нас катастрофа. Дети там – полуграмотные, зашоренные, интеллектуально неразвитые. Их такими делает наше среднее образование. Вот куда надо бросать все силы, вот какой пожар надо тушить в первую очередь. Потому что, если не исправить среднее образование, то и высшее, и наука, и все, чем сейчас занимается министр, уже будет не нужно. Если ребенка в первом классе заставляют складывать баурсаки и лепешки, в пятом он так и не поймет, почему к иксам нельзя прибавлять игреки.
Министерство приводит разную статистику, кивает на олимпиады, на разные достижения, тем самым отказываясь признавать очевидное – средний уровень знаний школьников упал ниже плинтуса. Была мощнейшая советская система образования, которая теперь признана одной из сильнейших в мире, и мы пока пожинаем ее последние плоды, хотя почти полностью ее уничтожили. Герольд Бельгер в своей последней книге очень ярко демонстрирует, насколько эффективной была советская система образования. Мы потратили 20 лет, чтобы ее разрушить. Как водится, до основания, а затем… А затем не наступило.
Все эти победители олимпиад и прочее – это все «вопреки», а не «благодаря». Мы, кажется, научились собирать вундеркиндов и детей со способностями чуть выше среднего уровня по всей стране, выжимая из них все. Но с каждым годом «жмыха» становится все больше, а «масла» все меньше. Предполагалось создать 20 интеллектуальных школ имени Назарбаева, но создали всего шесть, и даже об этом министр говорит с гордостью. Разве их трудно построить? Нет! Трудно стало найти столько одаренных детей и нужное количество грамотных педагогов.
Посмотрите на сегодняшних первокурсников. Мало кто сумеет написать пару строк без ошибок. Мало кто решит простейшую математическую задачку с дробями. Мало кто вспомнит разницу между «зверями» и «животными». Мало кто покажет на карте Гринвичский меридиан. Мало кто читал Драйзера и Достоевского. Мало кто имеет собственное мнение и смелость его высказать.
Обошедшие Интернет казахстанские объявления про госзакупки, где нужно построить «парабозик» и «извущку», писали выпускники этих вузов, вчерашние школьники, которых выпустили в свет, скрестив пальцы – на «авось».
Почему так происходит? На этот вопрос вам ответит любая мать, которая каждый вечер садится готовить со своим ребенком домашнее задание.
Во-первых, у нас тупые учебники. Бакытжан Жумагулов призвал как-то их не ругать, но ведь не осталось, кажется, ни одного, который бы не порицали публично. В «Познании мира» море называют большим озером, в «Математике» пишут, что на столе стоит пять «блюдей», в «Религиоведении» делят Евангелие на Новый и Ветхий завет… По этим учебникам нельзя учиться!
Во-вторых, у нас затюканные, нищие, неуважаемые учителя. Профессия обесценилась вконец. Учителя собирают какие-то подписи, участвуют в митингах, разыскивают избирателей. Но не занимаются своим делом. Они не учат. Многие потому, что просто не умеют. Потому, что платят копейки. Жумагулов на коллегии провозгласил цель: к 2015 году приблизить (!) зарплату учителей-бюджетников к зарплате учителей из частных школ. О чем тут можно говорить? Раз уж вы платите учителю гроши, вот у вас и образование грошовое.
Конечно, г-н Жумагулов обязался активно повышать статус педагога (замечу в скобках – приняв концепцию имиджевой работы министерства – трижды ха-ха!). Но этим обещали заниматься все его предшественники. «Я приложу все усилия, чтобы «Учитель» снова звучало гордо!» – горячился с трибуны Жансеит Туймебаев. А толку? Учителя в нашей стране остаются самыми бесправными существами. Стоит только какому-то депутату устыдиться картинок в учебнике – и учителей тут же заставляют собирать с родителей мнение о предмете «Самопознание». Стоит кому-то из родителей написать анонимку в гороно – мол, деньги собирают на ремонт класса – и учителя униженно пишут объяснительные, ищут свидетелей. Как результат – они срываются на детях. И дети – зашуганные, психологически неуравновешенные и, конечно, полуграмотные.
В-третьих, наша система проверки знаний поощряет бездарей. Тестирование – это только часть экзамена. Выбрать один вариант ответа из четырех или пяти – это еще не все. Школьник должен уметь думать, мыслить, анализировать, в конце концов. А у наших учеников в голове, как на сайте Министерства образования – аналитическая составляющая отсутствует напрочь. Ну как можно проверять знание литературы тестами? Чтобы ответить, сколько раз Наташа Ростова была замужем, не надо читать «Войну и мир», достаточно вызубрить пособие. Но разве кто-то из сдавших тест успешно сможет объяснить хотя бы, почему этот роман так называется?
В блоге Бакытжана Жумагулова больше всего вопросов про ЕНТ. Есть неотвеченный – от мамы, чья дочка посчитала, что в Непале республика. Ей этот ответ зачли как неверный, ибо учебник считает, что там монархия. Но девочка готовилась не только по учебнику и знает, что в Непале была революция. В нормальной системе образования девочка должна получить поощрение – молодец, интересуется хоть чем-то, не зубрила. Наша система таких отторгает – ответ неверный, потому что не из учебника.
А вы, Бакытжан Турсунович, говорите, что ЕНТ «и в действующем формате играет положительную роль» и предлагаете уделить внимание качеству и содержанию тестов, мол, это другой вопрос. Меж тем вопрос тот же самый: откуда возьмутся качественные вопросы, если нет ни качественных учебников, ни качественных педагогов. Да и нужны ли они, если для того, чтобы на них ответить, понадобятся качественные ученики? А где их взять?
Широкая общественность все ждет, когда же появится министр, который положит на алтарь свою карьеру ради того, чтобы войти в историю спасителем школьного образования. Теперь ясно, что Бакытжан Жумагулов – не тот человек. И широкой общественности по-прежнему придется выкручиваться самой: детей будут учить не учителя, а родители. Сдавать будем по одним учебникам, а читать другие. Готовиться к экзаменам в казахстанские вузы, но поступать за рубежом. Тем временем среднее образование будет все посредственнее.
Посредственность и серость – вот идеал Бакытжана Жумагулова. Во всяком случае, судя по делам его…

По сообщению сайта Nomad.su