Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Интервью: Уалихан Кайсаров: Что козе непонятно, здравомыслящему человеку понятно

Дата: 25 января 2011 в 09:50

Казахстанское и мировое сообщество внимательно следит за перипетиями реализации идеи о референдуме по продлению полномочий Президента Назарбаева до 2020 года.

Что решит Конституционный совет? Каково будет последнее и решающее (по Конституции) слово самого Нурсултана Абишевича? Что ожидает Парламент в случае, если глава государства скажет «Нет!» референдуму и решится пойти на выборы-2012?

На эти и другие вопросы нашей газете отвечает известный казахстанский политик, президент Общественного фонда «Кенесары хан» Уалихан Кайсаров.

***

— Уалихан Абишевич, как Вы прокомментируете последние события, связанные с заявлениями Госдепа США, стран Евросоюза, Европарламента?

— Из материалов, которые я получил по интернет-источникам, понял, что далеко не все так благополучно в «датском королевстве» с идеей референдума, как нам пытаются это внушить.

Дело в том, что один из депутатов Европарламента признался, что просил спикера Европарламента поднять вопрос о президенте Назарбаеве. У этого депутата была встреча с членом официальной делегации, который в октябре прошлого года встречался с Назарбаевым в Астане по вопросам предстоящего саммита и итогам уходящего года ОБСЕ в Казахстане.

С его слов следует, что Назарбаев ему тогда, еще в октябре, сказал, что в марте планируется проведение референдума о продлении его полномочий до 2020 года. То есть инициатива, получается, исходила из Ак Орды и как минимум в октябре вопрос сам по себе был решен. То есть выходит, что всякие там разговоры, что инициативная группа из Усть-Каменогорска инициировала идею о референдуме в конце декабря, – это все просто ложь.

Тот депутат Европарламента, кроме того, сказал, что режим Назарбаева превращается в авторитарный режим. И он сказал, что Европарламент должен принять какие-то экстренные меры, потому что будут нарушаться и без того нарушаемые в Казахстане права человека, что людей оставляют без выборов, что ужесточается режим ущемления гражданских и политических прав человека, что есть в Казахстане политические заключенные, что журналистов сажают в тюрьму и что в такой ситуации Европарламент не имеет права оставаться в стороне.

— Как Вы считаете, Нурсултан Назарбаев прислушается к заявлениям США, ОБСЕ, Европарламента?

— Я читал специальное обращение ОБСЕ. Оно очень жесткое. Даже по сравнению с обращением Госдепартамента США. Я думаю, в свете тех последних событий, которые проводил Евросоюз по принятию санкций против Белоруссии, оно, конечно, в какой-то мере может охладить пыл Президента и его окружения по референдуму. Потому что санкции, которые могут быть применены по отношению к Казахстану, фактически будут фатальными для нашей экономики. Это, к сожалению, не многие понимают.

Суть вещей такова, что мы окажемся в такой жесткой изоляции, что союз с Россией и Китаем вряд ли нас может выручить, потому что в основном финансово-кредитные линии у нас завязаны на США и Европе. И многие корреспондентские счета наших компаний за рубежом будут просто-напросто заморожены. Перекроются все кредитные линии. Таковы возможные последствия санкции, если они будут применены.

Поэтому страх перед потерей личных денег в окружении может как-то охладить горячность некоторых, и они могут пойти на попятную и пытаться переубедить Президента в обратном.

Я думаю, теперь референдум вряд ли состоится.

— И будут выборы? Допустим, Конституционный Совет посчитает, что парламент поступил законно, нет нарушений и отклонений от норм Конституции. Но все-таки последнее слово за Нурсултаном Назарбаевым. А он возьмет да скажет: не-е, ребята, мировое сообщество против референдума. Случится ли роспуск парламента в таком случае?

— Это не обязательная и необходимая процедура для того, чтобы разогнать парламент. Потому что, помните, закон о религии тоже был признан Конституционным Советом не соответствующим Конституции. Тем не менее, роспуска парламента не последовало. Поэтому это не взаимовытекающая процедура.

Единственно это может послужить поводом – что парламент как бы не прислушался к мнению Президента, парламент высказывает свою точку зрения, отличную от мнения главы государства, что зачем мне такой парламент, который будет со мной спорить.

С точки зрения теории, такое возможно. С точки зрения практики – роспуск может случиться не раньше весны. Но это будет в 2011 году. Обязательно. Выборы нас ожидают не позднее осени. Согласно Конституции, выборы в 2012 году не должны совпадать по срокам. Хотя председатель Центризбиркома сказал же, что по срокам – это не значит в один год, сроки выборных кампаний не должны совпадать. Выборная кампания Президента начинается осенью, за четыре месяца до дня непосредственно самих выборов. Поэтому хотим мы этого или не хотим, в 2012 году у них накладка происходит. В любом случае, будет досрочный роспуск парламента. В любом. Даже если не захотят, по Конституции это им придется делать.

— Апологеты идеи референдума утверждают, что референдум по продлению полномочий Нурсултана Абишевича обойдется государственной казне гораздо дешевле, чем выборы Президента. На чем и как может сэкономить бюджет?

— Государство никак не может сэкономить деньги на референдуме. Бюллетени будут печататься, будут формироваться те же самые избирательные комиссии по референдуму, Это приведет к тому, что новые печати придется создавать, выпустить новые бланки, вывески – т.е. все реквизиты. На это потребуются дополнительные средства из бюджета.

Та же самая двухмесячная заработная плата членов избирательных комиссий. Это ни в коем случае не уменьшает затраты бюджета.

Сэкономят только те, кто хотел бы на выборах в 2012 году выставить себя кандидатом в Президенты.

— То есть другие политические партии?

— Да. А причем здесь государственный бюджет, я не понимаю. Наоборот, затраты государственного бюджета даже увеличатся на референдум. Это только козе непонятно. Здравомыслящим людям понятно.

Допустим, если по выборам в маслихаты, парламент в участковых избирательных комиссиях печати уже готовы, то по референдуму нужно изготавливать новые документы, печати, реквизиты. Поэтому глупо говорить, что референдум сэкономит деньги.

— Спасибо за интервью.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена

По сообщению сайта Zona.kz