Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Может ли казахскоязычная эстрада стать перспективнее, чем русскоязычная?

Дата: 25 января 2011 в 12:20

Может
ли казахскоязычная эстрада стать перспективнее, чем русскоязычная?
 
Отечественная эстрада в последнее
время дает много поводов для разговоров. Вместе с тем для значительного
количества сограждан понятие «казахстанский шоу-бизнес» по-прежнему вызывает
скептически-ироническую реакцию.
Не так давно в отечественном шоу-бизнесе наметились довольно
интересные тенденции, которые, с одной стороны, могут лишь усилить эти
разговоры, с другой – абсолютно их опровергнуть.
Вместе с 2010 годом окончились и «нулевые». Понятно,
что самое время говорить и о смене поколений на нашей эстраде. Как и все, с
течением времени, кажется, происходит незаметно, но стоит приглядеться и
становится видно: те, кого еще вчера мы называли надеждой шоу-бизнеса и
молодыми талантливыми артистами, сегодня плавно переходят в стан «старичков» и
«ветеранов» отечественной эстрады. Почти десятилетие назад на нашей эстраде
появились Дильназ Ахмадиева, Иван Бреусов, Макпал Исабекова, Айкын и многие
другие. Сегодня их по праву можно считать артистами, поющими качественно
сделанную музыку. Их попытки внедрить на казахстанскую эстраду европоп и R’n’B
встречались публикой с переменным успехом, но чаще с одобрением, и успех
Ахмадиевой, Исабековой и группы 101 – прямое тому подтверждение.
Однако сейчас говорить о том, что эти исполнители
диктуют моду на казахстанской эстраде, нельзя. В последнее время произошел
довольно заметный крен в сторону «этнизации» казахстанской эстрады. Во-первых,
казахскоязычные исполнители все больше теснят русскоязычных на сцене. Но дело
здесь даже не в языке исполнения, а в самой подаче музыкального материала, как
аутентичной казахской музыки. Успех Мейрамбека Беспаева и группы «МузАРТ» –
тому пример. И эта тенденция тоже есть свидетельство времени, ибо 8–10 лет
назад артист, даже исполняющий песни на казахском языке, старался петь их в
модных западных жанрах – в том же R’n’B, как Макпал Исабекова и даже
рок-музыку, как, например, группа «Уркер». Аутентичные исполнители считались
«не секущими поляну». Кстати, об «Уркере»: ушедший год также ознаменовался
успехом ее бывшего гитариста Нурлана Албана, попытавшегося скомпилировать
казахскую народную музыку и хард-рок. Эксперимент не остался незамеченным. К
тому же на Западе подобные компиляции очень ко двору – достаточно вспомнить
триумф «Улытау».
Но все вышеперечисленное – встречается пока не столь
часто. В большинстве своем отечественные исполнители вне зависимости от языка
исполнения предпочитают оставаться на местечковом уровне, ибо уровень
звукозаписывающей индустрии в нашей стране за последнее время серьезно вырос.
Да и вообще, теперь любой может записать альбом, не выходя из дома,
воспользовавшись лишь соответствующими компьютерными программами. С одной
стороны – технический прогресс только на руку качеству музыкальной продукции, с
другой – качество серьезно может пострадать от количества музыкантов. Ибо, имея
своего потенциального зрителя и слушателя, у артиста просто не будет стимула
развиваться дальше. «На Западе я известным не стану, так зачем я буду гнаться
за двумя зайцами» – именно таков уровень размышлений многих артистов,
работающих в местечковом жанре.
К слову сказать, подобный расклад усилил разговоры о
том, что в ближайшее время казахскоязычная эстрада будет более перспективной,
чем русскоязычная, вплоть до того, что абсолютно вытеснит с эстрады последнюю.
Доводы сторонников такой версии просты – русские все равно предпочтут
казахстанской поп-музыке российскую и мировую, поэтому остальным ничего не
останется, как исполнять для оставшейся публики на родном для нее языке. Эта
версия небезосновательна, так как действительно все больше и больше исполнителей
предпочитают петь на государственном языке. И самыми успешными исполнениями в
этом году стали именно компиляции, которые, к примеру, принесли успех Кайрату
Тунтекову и Динаре Султан на «Новой волне» и «Славянском базаре». Но с этим
мнением согласны далеко не все. Известный музыкант и журналист Алишер
Сулейменов в недавнем интервью нашей газете высказал мнение, что русскоязычная
музыка не менее перспективная, чем казахскоязычная:
– Я не согласен с тем мнением, что песни на русском
языке не будут востребованы в Казахстане. Это всегда востребовано, и именно
казахстанские русскоязычные авторы, потому что это наше, родное. И волна
патриотизма рождается здесь огромная. Подъем информации, песен и искусства на
казахском языке – совершенно естественный процесс. Ведь долгое советское время
казахская культура была на периферии, она загонялась в подполье. То, что
недодали – все сейчас восполняется и все встанет на свои места. И, как в
нескольких сообщающихся сосудах, все «устаканится», и мы поймем, что культура
на самом деле не имеет никаких границ.
Успешно изготавливать «этнический продукт» без
компиляций можно, однако всенародное признание получить довольно трудно, так
как обычная аутентичная музыка едва ли может вызвать интерес у космополитичной
публики, какой в Казахстане немало. И исполнителям, желающим получить народный,
а не местечковый успех, придется с этим считаться.
Константин КОЗЛОВ, Алматы
 
  Сайт газеты «Литер»

По сообщению сайта Meta · новости дня