Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Власть плохая станет тошной

Дата: 25 января 2011 в 15:30

Власть плохая станет тошной

Лучше всяких опросов и референдумов отношение обычных граждан к власти и ее действиям отражает частушка. Ее прогноз относительно будущего традиционно пессимистичен.

«Эх, яблочко,/ Да цвета ясного./ Бей слева белого/ Да справа красного». Парадоксальная вещь. Но эта частушка уже почти столетней давности (1918 года) довольно четко описывает отношение народа и к сегодняшним политикам и политике. Это такая квинтэссенция недоверия к власти вообще, к тем, кто к ней рвется, и к тем, кто ее олицетворяет. Тогда,

в разгар гражданской войны, это выражалось призывом «бить всех». Сегодня, в эпоху очередной стабильности, оборачивается действием – «положить на всех».

Отсюда стереотип политической культуры: гражданская пассивность (самые многолюдные митинги собирают в лучшем случае несколько тысяч), массовая неявка на выборы, особенно местные (от 30% до 60% имеющих право голоса), требование наиболее упертых вернуть в бюллетени для голосования графу «против всех». Этот стереотип сформирован окружающей действительностью и до определенной степени независим от происходящего вокруг политического карнавала. Стандартные соцопросы с их «доверяете – не доверяете» его не фиксируют. Другое дело – смеховая культура народа, та же частушка.

Советская власть, например, прекрасно это осознавая, поощряла частушки официозного воспевания улучшающейся при социализме жизни и запрещала те, что отражали недовольство тяготами коммунистического режима, называя их кулацкими и мещанскими. Так

и в постсоветское время частушка со своими парадоксально лукавыми выводами-заявлениями говорит о реальном отношении к политике и политикам лучше любых рейтингов.

Среди так называемых политических частушек есть особое аполитичное направление, демонстративно относящееся с иронией скептицизма к политическому действию как таковому. Подобно некоторым лирическим частушкам, «в принципе не верящим в любовь», такие частушки «в принципе не верят в политику». Эти частушечные мотивы оказываются, несмотря на борьбу с ними в советской истории, неистребимо популярными. Их сочиняли в самой разнообразной тональности как безымянные авторы, так и знаменитые, например, Сергей Есенин и Юрий Шевчук. В зависимости от реформ, контрреформ, застоев, перестроек выражение в таких частушках неприятия всей российской политики гибко варьируется. Впрочем,

аполитичная частушка, по сути, остается специфически политичной. Ее аполитичность – это тоже политика, оружие слабых, достоинство юродивых, горькая критика смехом не только своих правителей, но, прежде всего, самих себя.

«Власть плохая станет тошной!» – таков изначальный и элементарный частушечный мотив, выражающийся в критическом отношении к политике любой шоковой терапии, связанной с реформами и революцией (неважно, какого цвета и направления была эта терапия). Народная частушка ехидно, по-обывательски отмечает, что в результате революционных перемен наступают трудные времена, связанные, как правило, с продовольственными затруднениями.

Николай был дурачок –
Ели булку в пятачок.
Власть советская умна –
Наелись всякого г..на.

Начало 1920-х годов

Как во сталинском колхозе
Зарезали мерина,
Разделили все кишки,
Поминали Ленина.

Начало 1930-х годов

При Cоветах ели рыбу,
Была недорогая,
А теперь пойди купи –
Рыбка – золотая.

Начало 1990-х годов

«Убедись, сочти, проверь…» – когда после очередного великого перелома жизнь более или менее налаживается, как правило, в формах очередного политического и общественного застоя,

лукавая частушка чутко фиксирует границы пределов и перемен, заданных властью.

Здесь непревзойденные до сих пор образцы народной частушечной иронии дала именно советская эпоха.

Слева молот, справа серп –
Это наш советский герб,
Хочешь, жни, а хочешь, куй –
Все равно получишь ...й.

1950-е

Кому на Руси жить хорошо!?..
Доярке Нюрке, космонавту Юрке,
Леониду Брежневу…
А остальным по-прежнему!

1960-е

Обижается народ –
Мало партия дает.
Наша партия не б..дь,
Чтобы каждому давать.

1970-е

«Все политики оплошны…» – этот частушечный мотив характерен для осознания абсурдного результата решительных политических действий, которые направляются на форсированное преодоление отсталости и застоя, а фактически приводят к угрожающему развалу жизни общества.

Сидит Ленин на березе,
Ну а Троцкий на ели:
«Ах, зачем с тобой, товарищ,
Мы коммунию ввели?»

Начало 1920-х

По талонам горькая,
По талонам сладкое,
Что же ты наделала,
Голова с заплаткою?

Конец 1980-х

Что ж мы, братцы, натворили
Под родными липами?
Немцев мы объединили,
А Союз рассыпали.

Середина 1990-х

«Ты политикам не верь!» – таков, как правило, финальный циклический мотив аполитичной частушки. В нем заключается глубочайшее разочарование в политике вообще, неверие в возможность изменения чего-либо к лучшему политическим путем, утверждение, что ничего существенного в политической жизни России так и не изменилось.

Мало перестроили,
Спешно перекрасили!
Ловко объегорили,
Лихо отчубайсили!

Середина 1990-х

Опа, опа, опа,
Выборы в России.
Президента выбирали,
А нас не спросили.

Конец 1990-х

Едет Путин по стране
На серебряном коне.
Едет Путин по стране –
Ну а мы-то все в г..не.

Начало 2000-х

А вот и заключительный вывод:

Власть плохая станет тошной!
Убедись, сочти, проверь.
Все политики оплошны,
Ты политикам не верь!

Стоит ли после такого вывода удивляться, что вопрос о том, кто пойдет на президентские выборы 2012 года, волнует исключительно людей околокремлевских…

По сообщению сайта Газета.ru