Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Высшее образование в РК: время реального рейтинга

Дата: 25 января 2011 в 15:40

Высшее
образование в РК: время реального рейтинга
 
Повысить
качество высшего образования в РК можно путем введения в рейтинг ВУЗов
показателя трудоустроившихся студентов, публикаций преподавателей и
аудированной финансовой отчетности ВУЗов.
Ключевой
проблемой низкого уровня качества высшего образования в РК, как правило,
называется коррупция среди преподавателей. Действительно, коррупция
достаточно сильно влияет на качество образования, однако, на мой взгляд, это
лишь «вершина айсберга». Проблема глубже. Прежде всего, это низкий уровень
современных знаний профессорско-преподавательского состава. В условиях
недостатка качественной учебно-методической литературы, закрытости
корпоративного сектора, низкого уровня оплаты труда, что определяет их перегруженность
и не оставляет времени на повышение квалификации, преподаватели находятся,
по сути, в информационном вакууме и как следствие, преподают студентам нередко
весьма общие «вещи».
  В основе всего этого лежат
сложившиеся «правила игры» на рынке образования. В частности, акционеры и
топ-менеджмент ВУЗов, как основные получатели прибыли от оплаты студентов, не
особо заинтересованы в повышении качества образования, а механизмы рынка в виде
конкуренции не работают в непрозрачной среде. Именно заинтересованность
акционеров и топ-менеджмента ВУЗов (поскольку они распоряжаются необходимыми
для этого ресурсами – финансовыми, организационными) будет тем мощным фактором,
которое определит интеграцию образования и практики, расширения
учебно-методических материалов и т.д. В конечном итоге это значительно повысит
качество образования в стране.
Озвученные на
сегодня планы, к примеру, в виде получения отечественными ВУЗами международной
аккредитации, безусловно, правильны, однако они сильно растянуты по времени и
ориентированы все-таки на небольшую часть ВУЗов. В этой связи необходимы более
действенные меры в текущем периоде. В частности, представляется логичным
следующие системные меры:
I) Сделать
механизм конкуренции на рынке высшего образования ясным и понятным.
Текущая
ситуация, в большей степени, стимулирует ВУЗы к созданию имиджа через рекламу и
другие PR-акции, а не к системной работе по повышению качества образования.
Имеющийся на сегодня рейтинг ВУЗов на основе среднего балла по государственному
тестированию студентов представляется субъективным и недостаточно адекватным.
Здесь всплывают как вопросы объективности оценки, так и адекватности получаемых
знаний требованиям текущей практики и т.д.
Очевидно, что
риски искажений достаточно велики, поэтому необходимо укрепить данный рейтинг
объективным показателем в малой степени зависящим от возможностей влияния
руководства ВУЗов. Предлагается дополнить имеющийся рейтинг следующим образом:
1)
Удельный вес трудоустроившихся/продолживших образование в 1-й
год после окончания ВУЗа. Поскольку очевидно, что ключевой задачей высшего
образования выступает выпуск студентов, способных устроиться на работу и быть
способным успешно ее выполнять.
В
организационном плане студентам предлагается подписать заявление, разрешающее
разовую передачу Министерству образования и науки РК сведений об их пенсионных
отчислениях. К примеру, через год после окончания ВУЗа данные об пенсионных
отчислениях за последние три месяца. В свою очередь МОН РК публикует обобщенные
данные по каждому ВУЗу и в разрезе обучаемых специальностей.
Таким образом,
родители и абитуриенты смогут получить уже более объективную оценку качества
образования в различных ВУЗах. Логично дополнить информацию по уровню
трудоустройства еще и отношением средней зарплаты выпускника к средней по
стране/региону/отрасли.
В свою очередь информация о
трудоустроившихся/продолживших образование позволит руководству ВУЗов и МОН РК
более оперативно и адекватно корректировать учебные планы по содержаниям
курсов, обучаемым специальностям и т.д.
Данные по
продолжившим обучение, к примеру, в магистратуре, сводит Министерство (если в
РК) по представлению ВУЗов (если за рубежом) под их персональную
ответственность (возможно, дополнить специальной нормой в Законе «Об
образовании»). Сводные данные по трудоустроившимся/продолжившим образование в
разрезе ВУЗов и обучаемых специальностей публикуются на сайте МОН РК и на их
основе определяется средний бал ВУЗа по данной категории.
Таким образом,
акционерам и топ-менеджменту ВУЗов дается четкий стимул повышать качество
образования и интеграции образования и практики, не пытаясь охватить все
специальности, сосредотачиваться на тех, по которым имеются объективные
условия.
Удельный вес
данного показателя в рейтинге предлагается определить в 60%.
2)
Публикации преподавателей в СМИ.Речь о публикациях статей,
комментариев, интервью преподавателей в печатных СМИ. Данная мера необходима
для стимулирования интеграции преподавателей в практику, текущих актуальных
проблем и вопросов соответствующих отраслей знаний. Это будет:
а) еще одним
фактором усиления интеграции образования и практики:
б)
реорганизацией учебного процесса с целью стимулирования преподавателей со
стороны ВУЗов для увеличения выпуска учебно-методической литературы.
Это потребует
инвестиций в преподавателей, как ключевой фактор повышения качества образования.
Предложения
учитывать публикации именно в печатных СМИ связано с опасениями появления
множества новых «специализированных» сайтов для публикации комментариев и
интервью преподавателей. В печатных изданиях это гораздо затратнее.
Кроме того, чтобы публикации наших
преподавателей не «заполонили» печатные издания близлежащих стран и по
достоинству были оценены в авторитетных изданиях, предлагаются следующие
варианты:
а) оценивать
публикации в иностранных СМИ исходя из ВВП на душу населения: 5 групп стран — в
нижайшей группе корректирующий коэффициент *0,5, в высшем *5;
б) определить
список приоритетных СМИ по каждой специальности, а публикации во всех остальных
СМИ учитывать с понижающим коэффициентом, к примеру, 0,3.
Собственно
итоговую оценку определять как количество публикаций (или печатных листов) на
каждого штатного преподавателя в течение года. Удельный вес данного показателя
в рейтинге логично определить в 30%.
3)
Результаты тестирования студентов. Данному показателю
предлагается уделить в рейтинге 10%. Низкий удельный вес в рейтинге позволит
снизить значимость его для менеджмента ВУЗов, а значит получать более
объективную картину.
 
Результаты
всех трех показателей суммируются в соответствии с удельным весом, и на его
основе определяется средний бал ВУЗа. Те ВУЗы, которые в течение двух-трех лет
показали итоговый рейтинг на 50% ниже среднего значения по группе, должны
лишаться генеральной лицензии. С учетом преимуществ учебных заведений в крупных
городах предлагается разделить ВУЗы на 2 группы:
а) Астана и
Алматы, возможно с включением Караганды и Шымкента,
б) все
остальные.
II)
Если подойти к ВУЗам с точки зрения корпоративного управления, то они во многом
схожи с банками. С одной стороны, есть акционеры и топ-менеджмент, с другой,
особая ответственность перед клиентами. В банках это депозиторы, в
ВУЗах это студенты и их родители. В обоих случаях масштабы угрозы нанесения
ущерба обществу и государству очень велики. Отличие лишь в том, что в банках
ущерб проявляется четче и раньше, в ВУЗах он менее очевиден и растянут во
времени.
В этой связи
очевидны особые требования к прозрачности данных видов бизнеса. Системной мерой
повышения прозрачности выступает публикация ВУЗами аудированной финансовой
отчетности по МСФО. При этом в обязательном порядке должна раскрываться
информация о зарплатах и бонусах топ-менеджмента ВУЗа, расходы на ремонты
зданий и др.
Такая мера
должна продемонстрировать реальный уровень рентабельности данного бизнеса, для
привлечения инвестиций в сектор. Кроме того, продемонстрировать уровень
инвестиций текущих акционеров в университет (в т.ч. в преподавателей) как
показатель их стремления повысить качество образования.
Для того,
чтобы расходы на аудит не превышали разумных размеров, логично согласовать с
АФН и/или Палатой аудиторов РК список аудиторских компаний (не более 20), аудит
от которых будет признаваться МОН РК.
Надо полагать,
предложенные меры позволят существенно повысить качество высшего образования в
РК и стать значимым фактором повышения уровня развития страны в целом.
Марат Каирленов Информационно-аналитический портал Кворум.kz

По сообщению сайта Meta · новости дня