Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

На безопасности не экономят!

Дата: 25 января 2011 в 23:20

Теракт в Домодедово заставил задуматься: а насколько безопасны воздушные гавани Казахстана? В первую очередь этот вопрос актуален для самого крупного международного аэропорта Казахстана — в Алматы, пропускная способность которого — около 3 млн. пассажиров в год.

Между прочим, в октябре прошлого года замсекретаря Совета безопасности Козы-Корпеш ДЖАНБУРЧИН констатировал: охрана стратегических объектов республики не обеспечивается должным образом (см. «Антитеррор в теории…», «Время» от 16.10.2010 г.). По словам г-на Джанбурчина, на протяжении нескольких лет КНБ проводил эксперименты, которые позволили убедиться в этом.
По его словам, только в талдыкорганском аэропорту служба безопасности пресекла пронос взрывчатки на борт самолета.
— В остальных аэропортах под чужими фамилиями, с чужими документами агенты проходили на борт самолета и проносили взрывчатку, оружие, — констатировал К. Джанбурчин.
Пассажиры и посетители воздушной гавани южной столицы наверняка заметили: в 2010 году здесь перестали проверять всех входящих в здание терминала. Хотя еще недавно на трех главных входах стояли металлодетекторы и сканеры багажа. Но в последнее время их убрали. Фактически любой мог спокойно и без досмотра зайти в здание аэровокзала, пройти регистрацию на рейс, сдать багаж, миновать паспортный контроль (читай: границу) и только лишь перед входом в зал ожидания на посадку пассажира пропускали через металлоискатель, а его ручную кладь — сканировали.
Зал встречающих — вообще отдельная песня. Туда — без всякой проверки. А ведь взрыв в Домодедово прогремел именно в помещении для встречающих.
Так было до недавнего времени.
Но нынче, войдя в терминал алматинского аэропорта, мы с фотокором удивились: металлоискатели и сканеры вновь появились на трех центральных входах в аэропорт.
— Раньше осмотр при входе был, — рассказал 1-й вице-президент АО «Международный аэропорт Алматы» (МАА) Кобланды ТУМЫШЕВ. — Но потом некоторые наши высокопоставленные пассажиры начали возмущаться: мол, аж четыре раза досматривают — сначала при входе в аэропорт, потом — фейс-контроль на регистрации, перед входом в зал ожидания — опять досмотр. И, наконец, при посадке в самолет службы аэропорта и сотрудники авиакомпании сличают фото и фамилию пассажира в паспорте и на билете. Поэтому в феврале 2010 года мы убрали две линии досмотра — на входе и фейс-контроль.
Впрочем, признается руководство аэропорта, сканирование влетает им в копеечку.

— Но разве на безопасности можно экономить?
— Конечно, нет. Потому мы без разговоров снова установили еще одну линию досмотра.
Досмотр при входе в здание терминала был снова введен в аэропорту совсем недавно — 20 января — в рамках подготовки к предстоящей Азиаде. Но после теракта в Домодедово руководство воздушной гавани Алматы подумывает: не сделать ли временное постоянным?
Мы испытали на себе, как работает служба досмотра аэропорта. На входе в терминал — первый уровень безопасности. Вежливо просят снять верхнюю одежду, провести сумки через сканер, а самим пройти через металлоискатель.
Проходим стойки регистрации в секторе международных вылетов. Тут белая пластиковая кабинка в человеческий рост. Сотрудники аэропорта поясняют: это камера для обнаружения наркотиков — последнее приобретение таможенников. Она еще не запущена, но, когда заработает, сможет выявлять даже тех пассажиров, которые соприкоснулись с обладателем «дури».
Перед залом ожидания — еще один металлоискатель и сканер.

— Почему здесь не просят снять обувь, как это принято во многих крупных аэропортах мира? — интересуемся мы у вице-президента МАА по безопасности Нурлана ЖУМАСУЛТАНОВА.
— По всей высоте наших сканеров металла установлены световые индикаторы, — отвечает он. — Если у пассажира при себе металлический предмет, индикатор загорится на той высоте, на которой находится этот предмет. Соответственно, если металл в обуви — световой сигнал пойдет снизу.

— А если в обуви — пластиковая бомба?
— У аэропорта есть своя кинологическая служба: собачки натренированы на поиск и такой взрывчатки.

И все же: насколько вероятна возможность теракта в алматинском аэропорту?
По словам начальника службы авиационной безопасности Ерсаина ЖУМАХАНОВА, накануне Азиады правоохранительные органы провели экзамен — без ведома персонала аэропорта пытались пронести в самолет муляж бомбы. Предмет был обнаружен уже на первом уровне досмотра.
В общем, будем уповать на то, что принятые меры безопасности уберегут от беды.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Алматинские таксисты:
Стыдно за московских «бомбил»!
Как сообщила Lenta.ru, через несколько часов после теракта таксисты, работающие в московском аэропорту Домодедово, подняли цены на свои услуги до 10-20 тысяч рублей, что вызвало бурю возмущения в России. Вот только некоторые отклики пользователей Twitter:

diramiis: Уважаемые террористы-смертники! В следующий раз, пожалуйста, взрывайте себя в Домодедово посреди таксистов.
AlekseiGrachev: Предлагаю собраться тем, у кого есть машины, и отправиться в Домодедово. Как минимум поможем доставить людей в больницы!

Алматинских «извозчиков» поведение московских коллег возмутило не меньше.
— Это какие-то варвары, голодные хищники! — говорит таксист, работающий в алматинском аэропорту. — Всевышний все видит и накажет их! Наоборот, людей надо было поскорей вывозить — да бесплатно! Такое благородное дело на небесах зачтется.
— Это настоящее вымогательство! — вторит ему другой «бомбила». — Я десять лет работаю в аэропорту, но о таком мерзком поступке впервые слышу. Думаю, наши таксисты на такое не способны. Говорите, домодедовские просили 700 долларов? За такие деньги можно долететь из Алматы до Москвы и обратно!

Виктор БУРДИН, Алматы

В международном аэропорту Астаны после трагедии в Домодедово введен двухуровневый досмотр пассажиров и встречающих.
Всех входящих в здание аэровокзала пропускают через рамку-металлодетектор, сумки и личные вещи «просвечивали» на специальном оборудовании. К слову, эта рамка использовалась в дни саммита ОБСЕ.
Второй уровень проверки — стандартный досмотр пассажиров при входе в зону посадки на рейс.
Руководители столичного аэропорта с журналистами не общались, сославшись на срочные совещания.
— В связи с событиями в Домодедово все подразделения МЧС с 25 января переведены на усиленный вариант несения службы, — подчеркнула начальник пресс-службы МЧС Светлана МУРАТБЕКОВА. — Это связано и с предстоящими VII зимними Азиатскими играми.
По информации МЧС, усиленные меры безопасности будут сохранены до завершения Азиады.

Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ, Астана

***

Карагандинский аэропорт Сары-Арка в соответствии с международными требованиями имеет все необходимое по правилам безопасности оборудование, в том числе — детекторы для обнаружения взрывчатых веществ.
Залы вылета и прилета оборудованы рамками и портативными металлоискателями, камерами видеонаблюдения. Тем не менее попасть в здание аэропорта, в общие залы для встречающих и вылетающих свободно может любой: на входе нет ни охраны, ни детекторов.
— В настоящее время в здания всех аэропортов Казахстана вход для встречающих и вылетающих свободный, — сообщила вчера пиар-менеджер аэропорта Сары-Арка Наталья КУТНЯКОВА. — Но, думаю, после событий в Домодедово меры безопасности будут усилены, в том числе в нашем аэропорту.

Сергей ПЕРХАЛЬСКИЙ, Караганда

***

После трагических событий в Москве все пассажиры и багаж в аэропорту Шымкента подвергаются более тщательному досмотру.
Организовано круглосуточное дежурство руководящего состава воздушной гавани для экстренного реагирования на случай возникновения ЧС, сообщили нам в службе авиационной безопасности аэропорта.
Одним из первых лайнеров, прибывших ранним утром 25 января в шымкентский аэропорт, стал борт из Москвы.
— Эти люди родились в рубашке, — говорит заместитель начальника службы авиационной безопасности АО «Аэропорт Шымкент» Джаркинбек АЖИКАБИЛОВ. — Самолет вылетел из Домодедово за 23 минуты до взрыва. Будь какая-нибудь задержка — неизвестно, что было бы с пассажирами.
Московский теракт шымкентцев, похоже, не напугал: никто из вылетевших в российскую столицу, сегодня, 26 января, сдавать билеты не стал.

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Шымкент

***

Сотрудники актюбинского аэропорта дорожат наличием досмотрового оборудования, которое кроме них есть только у коллег в Астане и Алматы.
— У нас в службе безопасности — 100 человек, работаем посменно. Но самое главное — у нас есть специальное оборудование, через которое мы ежедневно «гоняем» не только пассажиров и провожающих, но и всех наших сотрудников. То есть невозможно проникнуть в здание аэропорта, минуя досмотр, — заявил нам вчера заместитель председателя правления АО «Международный аэропорт Актобе» Владимир БЕЗРОДНЫЙ.

Акмарал МАЙКОЗОВА, Актобе

***

Руководство аэропорта Усть-Каменогорска приняло дополнительные меры безопасности в связи с террористическим актом в московском Домодедово.
— Разумеется, эта трагедия заставила всех нас еще раз задуматься о безопасности, — сказал нам вчера директор аэропорта Серик ОРАЗГАЛИЕВ. — На экстренном совещании приняли решение усилить досмотр как прибывающих, так и вылетающих граждан. Все необходимое оборудование у нас есть: ручные и стационарные металлоискатели, рентген.
Кроме того, по его словам, увеличено количество камер видеонаблюдения, за безопасностью следят и сотрудники транспортной полиции.
— Думаю, повода для волнения у горожан и гостей Усть-Каменогорска быть не должно, — резюмировал наш собеседник.

Евгений ФОМИНЫХ, Усть-Каменогорск

***

Аэропорт Петропавловска, без сомнения, является самой безопасной воздушной гаванью республики. Ввиду полного отсутствия как самолетов, так и пассажиров.
Оказавшись в плачевном состоянии из-за перебоев с электричеством, отсутствия материального снабжения и невыплаты зарплаты сотрудникам, аэропорт прекратил функционировать еще 8 декабря 2010 года.
За это время воздушная гавань приняла единственный рейс: 20 января самолет МЧС доставил в Северо-Казахстанскую область огонь Азиады. Его пассажиры и встречающие их журналисты обошлись без обязательного в таком случае досмотра личных вещей и багажа. Заместитель руководителя дирекции эстафеты огня VII зимних Азиатских игр Сарсен КУРАНБЕК заявил:
— Мы готовы были доставить огонь и наземным транспортом, но МЧС, проведя обследование состояния аэропорта, дало заключение, что летать можно.

Виктор МИРОШНИЧЕНКО, Петропавловск

По сообщению сайта Общественно-политическая газета "Время"