Ученые раскрыли заговор грибов и жуков против деревьев

Дата: 25 января 2011 в 23:40

Ученые выяснили, что жуки-паразиты деревьев для более эффективного внедрения внутрь растения пользуются услугамигрибов, которых они переносят у себя во рту. Работа исследователей опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а коротко о ней пишет портал ScienceNOW.

Исследователи работали с лубоедами сосны горной Dendroctonus ponderosae, которые паразитируют на некоторых видах хвойных, произрастающих в Северной Америке. Очень часто с насекомыми сожительствуютгрибы Grosmannia clavigera, и многие исследователи предполагали, что они могут каким-то образом помогать жукам проникать и выживать внутри деревьев.

Когда лубоед проникает под кору растения, оно начинает выделять особую субстанцию, обладающую фунгицидным действием (то есть губительна для грибов). Специалисты разводили грибы G. clavigera в лаборатории и обрабатывали их антимикробными веществами, выделенными из зараженных деревьев. Оказалось, что при попадании этих веществ в среду грибы включаютопределенный набор генов, кодирующих белки, которые способны разрушать токсины деревьев. Более того, жуки даже могут употреблять получающиеся продукты в пищу.

Недавно другой коллектив исследователей показал, что некоторые виды могут пользоваться помощью других живых существ на генетическом уровне. Так, гороховые тли в ходе сожительства с паразитирующими на них грибами позаимствовали у последних некоторые гены, которые нужны для синтеза каротиноидов — веществ, выполняющих в организме множество различных функций и, в частности, являющихся антиоксидантами.

По сообщению сайта Meta · новости дня