Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Виновные на среднем уровне

Дата: 25 января 2011 в 23:50

Виновные на среднем уровне

Дмитрий Медведев потребовал наказаний для силовиков и чиновников правительства, отвечающих за безопасность на транспорте. «Газета. Ru» выяснила, каков может быть список потенциальных кандидатов на увольнения. Отставки коснутся среднего звена силовых и транспортных органов, уверены эксперты «Газеты.Ru».

Во вторник, на следующий день после теракта в аэропорту Домодедово, унесшем жизни 35 человек, президент Дмитрий Медведев поставил вопрос об отставках и уголовном преследовании людей, ответственных за обеспечение безопасности на транспорте. В ходе расширенного заседания коллегии ФСБ, президент поручил главам ФСБ и МВД представить предложения о санкциях в отношении ответственных лиц. При этом руководству ФСБ было поручено «разобраться с вопросами ответственности должностных лиц в самой службе», сообщает ИТАР-ТАСС. Главу МВД Рашида Нургалиева Медведев обязал «представить предложения об увольнении или другой ответственности должностных лиц министерства», а от правительства России (без указания конкретного адресата) президент потребовал «рассмотреть вопрос об ответственности лиц, отвечающих за обеспечение безопасности на транспорте внутри правительства».

Чиновникам правительства грозит уголовная ответственность: прокуратуре и Следственному комитету президент прямо поручил решить этот вопрос.

В правительстве транспортной безопасностью занимается, в частности, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Самоочищение ведомство проводить не будет. «В связи с поручением президента работают органы прокуратуры и проверяют все ведомства, в том числе и наше, и выводы сделает прокуратура», — рассказал «Газете.Ru» руководитель Ространснадзора Геннадий Курзенков. «Наша зона ответственности в том, что мы отвечаем лицензирование видов деятельности по авиабезопасности, раз в три года в соответствии с 294 ФЗ мы проводим проверку компаний в этой области», — говорит Курзенков. Курирует это направление его заместитель Владимир Черток, а начальник управления по транспортной безопасности в этом ведомстве — Александр Савешников. Все трое чиновников потенциально могут лишиться своих постов.

В Министерстве внутренних дел существует Главное управление на транспорте (транспортная милиция), которое возглавляет генерал-майор милиции Дмитрий Шаробаров. В 2005 году после взрыва самолетов в Домодедово, по настоянию МВД подразделения авиационной безопасности, подчиненные Минтрансу, были выведены из процесса обеспечения безопасности на входе в аэропорты, и эти полномочия передали транспортной милиции, напоминает депутат Александр Хинштейн. «На это были выделены бюджетные деньги и 4 тыс. человек личного состава. Однако, как мы убедились, не их коня корм», — жалуется единоросс.

По его словам, личную ответственность несут начальник ЛОВД Домодедово, начальник УВДТ по ЦФО Андрей Алексеев, начальник транспортного управления МВД Шаробаров.

«Если они считают себя офицерами, должны написать рапорты об увольнении», — говорит Хинштейн. Но даже их увольнение не снимает ответственности с руководства МВД и лично министра.

Называть ответственных руководителей ФСБ сложнее. В департаменте по экономической безопасности ФСБ существует Управление по контрразведовательному обеспечению объектов транспорта, управление «Т», рассказывает главред сайта Agentura.ru Андрей Солдатов. В 2005 году, по данным сайта, его возглавлял Сергей Чернышев, кто сейчас стоит во главе – менее ясно. «Вряд ли этого генерала, во главе управления, кто-то тронет: основная задача управления –высылать своих ребят сидеть в советах директоров крупных компаний вроде РЖД и следить, чтобы крупный пакет акций не уплыл иностранцам и не были подвергнуты опасности национальные интересы России», — объясняет Солдатов.

Скорее, разбираться будут в региональном управлении ФСБ, говорит Солдатов: внутри него есть управление по Москве и Московской области, и есть конкретные кураторы конкретных территорий. Может быть привлечен к ответственности кто-то «уровня майора», говорит Солдатов. Кроме того, уже давно ожидается выход на пенсию руководителя управление ФСБ по Москве и МО Виктора Захарова. «Уже десять лет ждем», — смеется Солдатов. Он может действительно покинуть пост, «но теракт будет поводом, а не причиной», предполагает собеседник «Газеты.Ru». По его словам, в России не было примеров, когда отставляли генерала ФСБ за ЧП. Единственное исключение – отставка замдиректора ФСБ, генерад-полковника Анатолия Ежкова после вторжения боевиков в Ингушетию в 2004 году. «Но тогда все были в панике, потому что контроль над Кавказом был утерян, сейчас все-таки утери контроля нет», — рассуждает Солдатов.

Если будут увольнения в ФСБ, то на уровне майора, «максимум подполковника», полагает эксперт.

Сейчас сложно прогнозировать, на каком уровне будут приняты кадовые решения в силовых органах и в правительстве, говорит замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Скорее всего, будут приняты решения «на среднем уровне», прогнозировать, будут ли отставки на уровне, например, замруководителей ведомств сложно. Свою принципиальную позицию Медведев показал на примере Ульяновска, напоминает политолог: после пожара на складе боеприпасов в 2009 году были уволены начальник инженерных войск Юрия Балховитина, начальника Главного ракетно-артиллерийского управления МО РФ Олега Чикирева. Сейчас могут последовать увольнения такого же уровня. Также не исключено, что последние события могут сподвигнуть к более радикальным изменения в процессе реализации реформы МВД, говорит эксперт.

Там же, на коллегии Медведев во второй раз за день поставил вопрос об ответственности за теракт менеджмента аэропорта Домодедово. «Имеющиеся данные с места преступления свидетельствуют: (в аэропорту) была просто анархия, заходили из любых мест. Контроль передвижения в лучшем случае был частичный и практически не распространялся на тех, кто встречает пассажиров», – объяснил причину недовольства руководством аэропорта президент. Менеджмент аэропорта оперативно отверг претензии президента, сообщив через пресс-секретаря, что взрыв произошел в той зоне, куда имеют доступ не только пассажиры, и поэтому за нее отвечает не служба безопасности аэропорта, а сотрудники МВД.

Проверка линейного отдела внутренних дел Домодедово начата, к милиции в аэропорту и до теракта было много претензий, сообщил РИА «Новости» со ссылкой на источник в силовых структурах.

«Помимо следственных органов, все сотрудники будут проверены управлением собственной безопасности. В этом отделении работает очень много сотрудников, приехавших из других регионов России. Служба собственной безопасности проверит, в частности, и законность их устройства на работу», —

сказал собеседник РИА «Новости».

В числе претензий к милиционерам силовик, в частности, назвал то, что «они закрывали глаза на постоянное наличие в зоне посторонних лиц, среди которых были так называемые «бомбилы» и которые полностью хозяйничали в зоне прилета». В зоне прилета не было элементарных мер контроля, хотя на это вышестоящее руководство неоднократно обращало внимание, отметил источник.

Проверка коснется и службы безопасности аэропорта, предупредил собеседник агентства.

Теракт в Домодедово станет поводом для ужесточения режима безопасности в аэропортах, дал понять Медведев. Он распорядился ввести в российских аэропортах систему «тотального контроля», призвав граждан с пониманием отнестись к неудобствам, которые возникнут.

В 2004 году, после терактов на самолетах ТУ-134 и ТУ-154 посетители «Домодедово» уже испытывали на себе действие системы тотального контроля. Половина входов в здание аэропорта была закрыта. На оставшихся велась проверка документов и вещей. На выходе на посадку всех без исключения пассажиров подвергали спецконтролю, людей просили даже вынимать ремни из брюк, писали в то время СМИ. Ожидалось скорое введение так называемого профайлинга – собеседования с пассажирами, позволяющее выявлять террористов по едва уловимым жестам. Психологов с такой специализацией планировалось готовить в Израиле. Однако дальше намерений дело тогда не пошло.

В ходе выступления на коллегии президент Медведев выступил в духе своего предшественника Владимира Путина, пообещавшего в 1999 году «мочить террористов в сортире». Говоря об организаторах теракта в Домодедово, действующий президент разрешил уничтожить их в случае сопротивления. «Нужно сделать все для того, чтобы бандиты, совершившие это преступление, были выявлены, изобличены и преданы суду. А гнезда этих бандитов, как бы они ни назывались, должны быть ликвидированы», – призвал Медведев.

По сообщению сайта Газета.ru