Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Сорок точек для кино // Юбилейный кинофестиваль в Роттердаме

Дата: 26 января 2011 в 08:22 Категория: Новости культуры

Сегодня в Роттердаме открывается 40-й, юбилейный международный кинофестиваль. Россию в конкурсе на «Тигровые награды» представляет фильм режиссера Владимира Котта «Громозека». Из Роттердама — АНДРЕЙ ПЛАХОВ. Еще не так давно Роттердамский фестиваль считался самым молодым в Европе: он имел репутацию слета неформалов, альтернативы фрачным тусовкам на Лазурном берегу. Он одним из первых стал составлять списки «режиссеров будущего», разрушать грани между кинематографом и современным искусством, внедрять в программу инсталляции и перформансы (иногда весьма скандальные), пропагандировать дальневосточное кино, включая экстремальные формы арт-трэша. Сегодня под руководством Рутгера Вольфсона Роттердам сохраняет многие из этих традиций, но выглядит уже другим — большим индустриальным фестивалем, распределяющим деньги Фонда Хуберта Балса (легендарного основателя фестиваля) и организующий «Синемарт» — главный в Европе рынок арт-хаусных кинопроектов. Прежней неформальной, почти домашней атмосферы уже нет, и все равно это один из лучших современных кинофестивалей, где можно найти немереное количество мировых премьер на любой вкус. В центре фестиваля — конкурс первых и вторых режиссерских работ, претендующих на Tiger Awards — «Тигровые награды». Они присуждаются с 1997 года, а юбилейный фестиваль представляет новые фильмы старых победителей — режиссеров Хонг Сансу, Наоми Кавасе и других. Среди членов жюри нынешнего конкурса — обладающая культовым статусом Лукреция Мартель, режиссер из Аргентины, и бывший директор Роттердамского фестиваля Сандра ден Хамер. В этом году характерные темы, которые затрагивают претенденты на «Тигровые награды»,— отчуждение в больших городах и киберпространствах, репрессивная система школьного воспитания, адаптация иммигрантов и беженцев, психологические проблемы транссексуалов, мистика и белая магия. Соревноваться за призы будут фильмы из Индии, Кореи, Мексики, Австрии, Шри-Ланки, Таиланда, Колумбии: приоритет явно отдан Азии и Южной Америке. Нашлось место и для России: ее представляет в конкурсе картина Владимира Котта «Громозека». Она состоит из трех частично переплетенных историй трех бывших школьных друзей (ныне хирург, таксист и милиционер), которые в совокупности дают социальный срез общества в период его жестокой ломки. За «Тигровую награду» в коротком метре поборется документальный фильм Александры Стреляной «Хлеб для птицы». Российские фильмы будут и в других программах. Это «Кочегар» Алексея Балабанова, которого здесь хорошо знают и в прошлом году привечали с персональной ретроспективой. Это также экспериментальная докудрама «Я тебя люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева: молодые люди из глубинки, вооруженные кинокамерой и отборным матом, снимают сами себя и свои романтические отношения. Фильм включен в престижную программу «Светлое будущее», где собраны первые и вторые работы режиссеров, от которых фестиваль многого ожидает в перспективе. Роттердам не забывает и о прошлом, организуя разнообразные ретроспективы и спецпрограммы под общей шапкой «Сигналы». Среди них программа, посвященная отношениям кинематографа и моды (с инсталляциями Аньес Б. и Мартина Марджелы). Другая программа называется «Красный вестерн» и собрана отборщиком фестиваля Людмилой Цвиковой вместе с киноведом Сергеем Лаврентьевым. В нее вошли среди прочих фильмов «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова, «Никто не хотел умирать» Витаутаса Жалакявичюса, а также восточноевропейские постановки про Чингачгука и Виннету с Гойко Митичем. «Мосфильм» даже напечатал по этому случаю пять новых копий отобранных картин с английскими субтитрами. Но самая интригующая акция Роттердамского фестиваля — показ китайских фильмов о боевых искусствах (жанр wuxia) в специально созданной локации Water Tiger Inn tavern. Она имитирует реальную китайскую таверну, ставшую таким же культовым местом действия фильмов означенного жанра, как салун — для вестерна. Посетители «таверны» будут есть и выпивать ту же еду и напитки, что на экране, в перерывах между фильмами слушать выступления певцов Пекинской оперы, лицезреть спектакли театра марионеток и артизированные боевые поединки. Это тоже традиция Роттердама: в 2000 году весь город был заполнен японскими суши-барами и кинозалами с пинк-порно. Нынешний фестиваль помимо прочего обыгрывает тигровую символику роттердамских наград, а чтобы напомнить про юбилейную цифру 40, именно такое количество мест в городе, включая легендарный отель «Нью-Йорк», станут фестивальными точками для показов, инсталляций и прочей активности.

По сообщению сайта Коммерсантъ