Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Реализация национального плана по стабилизации экономики вывела страну на новый уровень

Дата: 26 января 2011 в 11:00 Категория: Новости экономики

Реализация национального плана по стабилизации экономики вывела страну на новый уровень

Реализация национального плана по стабилизации экономики вывела страну на новый уровень

 

Итоги антикризисной программы позволяют говорить о том, что национальный план был верен.

Несмотря на критику со стороны экспертных и околоэкспертных кругов, которая сводилась к тому, что средства, выделяемые из Национального фонда, отечественной экономике не помогут, а восполнить изъятое Казахстану еще долго не удастся, если вообще удастся когда-либо, совокупный размер международных резервов страны, включая валютные активы Национального фонда, на начало 2011 года составил 60 млрд долларов. Сегодня мы видим несостоятельность критики и дальновидность непростого государственного решения: по всем пяти направлениям антикризисной программы достигнуты такие результаты, которые дают нам право говорить не только о том, что Казахстан выстоял в кризисной ситуации, но и о том, что экономика страны вышла на новый виток – стадию посткризисного развития.

 

Пятерка с плюсом

 

Марат Кусаинов, вице-министр экономического развития и торговли

Проведена докапитализация и предоставлена дополнительная ликвидность четырем системообразующим банкам на сумму 486 млрд тенге. Это позволило им сформировать адекватный уровень резервов, а также продолжить кредитование экономики.

Для обеспечения дополнительной ликвидностью банковского сектора Нацбанком пересмотрены в сторону снижения минимальные резервные требования. Снижение МРТ позволило высвободить средства банков на общую сумму 490 млрд тенге.

Со стороны Агентства финансового надзора (АФН) были предприняты меры по обеспечению финансовой устойчивости финансовых организаций и защите прав инвесторов и потребителей услуг.

Увеличена сумма гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с ранее предусмотренных 700 тыс. до 5 млн тенге, что, в свою очередь, позволило избежать оттока депозитов населения.

Внешние долги банков сократились более чем на 11 млрд долларов.

Была успешно завершена реструктуризация внешних обязательств БТА Банка, Альянс Банка и Темирбанка, что решило проблему рефинансирования внешних долгов и создало предпосылки для оздоровления ситуации в банковском секторе страны в целом.

В результате предпринятых мер сохранена стабильность финансового сектора и объемы кредитования экономики для возобновления ее роста.

Укрепилось доверие населения к банковской системе. За 2010 год сумма вкладов населения в банках второго уровня выросла на 13,7 процента и составила на конец года 6,8 трлн тенге.

Хотел бы отметить, что банки досрочно возвратили средства Нацфонда в сумме 147,5 млрд тенге.

Для снижения долговой нагрузки населения рефинансированы ипотечные займы 32 тыс. заемщиков со снижением ставки вознаграждения до 9–11процентов годовых.

Осуществлена государственная поддержка объектов долевого строительства через:

– фондирование банков и застройщиков;

– участие фонда недвижимости в завершении строительства объектов с последующей сдачей в аренду;

– выкуп квартир и завершение строительства акиматами Астаны, Алматы, Алматинской области.

В целях усиления уровня защиты прав дольщиков внесены изменения в законодательства по вопросам долевого участия в жилищном строительстве.

Благодаря предпринятым мерам стабилизирована ситуация на рынке жилищного строительства, решены проблемы 53 тысяч дольщиков на 389 объектах.

Кроме того, завершается строительство еще 58 объектов с более чем 13 тысячами дольщиков.

С момента создания фонда недвижимости «Самрук-Казына» развивается рынок арендного жилья.

В целях финансовой поддержки пред

принимательства были предоставлены и рефинансированы кредиты для почти трех тысяч (2874) субъектов малого и среднего бизнеса на общую сумму 184,5 млрд тенге по сниженной ставке вознаграждения.

В рамках программы «Даму-Ондіріс» предоставлены кредиты на реализацию 207 проектов обрабатывающей промышленности на общую сумму 34,7 млрд тенге. Проведена работа по снижению административных барьеров для развития предпринимательства.

С учетом вышесказанных мер всего в рамках антикризисных программ 2008–2010 годов профинансировано более 10 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, создано более 19 тыс. новых рабочих мест.

Если в 2008 году объем выпуска продукции и оказанных малым и средним бизнесом услуг сократился почти на 10 процентов, то за 2009 год он уже вырос на 0,9 процента, а в 2010 году – на 1,9 процента.

Количество активно действующих субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось за 2009 год на 5,3 процента, за 2010 год – на 1,3 процента.

Улучшена позиция в 2010 году по рейтингу «Doing business» Всемирного банка с 71 до 59.

В целях импортозамещения и развития новых экспортно ориентированных производств холдингом «КазАгро» одобрено к финансированию 60 инвестиционных проектов на сумму 56,3 млрд тенге. Введено в эксплуатацию 27 инвестиционных проектов общей стоимостью 30,1 млрд тенге.

В целях поддержки сельхозтоваропроизводителей в 2009 году были профинансированы весенне-полевые и уборочные работы на 4,6 млн га посевных площадей на сумму 68,8 млрд тенге. Для стабилизации зернового рынка проведены закупки пшеницы в объеме 2,9 млн тонн на сумму 57,5 млрд тенге.

Данные меры позволили обеспечить продовольственную безопасность страны, улучшить финансовое положение сельхозтоваропроизводителей, а также поддержать занятость населения на селе.

Фондом «Самрук-Казына» начата реализация крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов, таких как: строительство газопровода Бейнеу–Бозой, электрических подстанций города Алматы, инфраструктуры газохимического комплекса в Атырауской области и железнодорожных линий Хоргос–Жетыген и Узень – граница Туркменистана, строительство комплекса по производству ароматических углеводородов на Атырауском НПЗ.

Банком развития начато финансирование таких проектов, как расширение производства ферросплавов на Таразском металлургическом комбинате, комплексное развитие горнолыжного курорта «Шымбулак».

В результате принятых мер начато формирование инфраструктурной базы дальнейшей индустриализации страны и создан задел для успешного старта программы форсированной индустриализации.

В рамках реализации «Дорожной карты занятости» по всем направлениям в 2009–2010 годах выделено 342,7 млрд тенге и создано 392 тысячи рабочих мест.

Наряду с решением проблем занятости мероприятия «Дорожной карты» позволили провести ремонт и реконструкцию более чем 8880 социальных объектов, объектов ЖКХ и дорог местного значения.

Таковы краткие итоги реализации плана совместных действий, более подробно о них доложат мои коллеги.

В целом благодаря своевременности и эффективности антикризисных мер удалось не допустить рецессии экономики в 2009 году и обеспечить ее уверенный рост в 2010 году.

Прирост ВВП в 2009 году составил 1,2 процента, а в 2010 году – уже 7 процентов.

Объемы промышленного производства в истекшем году выросли на 10 процентов, в том числе обрабатывающей – на 18 процентов.

Сохранена стабильность на продовольственном рынке. Уровень инфляции удержан в запланированном коридоре 6–8 процентов.

Уровень безработицы в 2010 году снизился до 5,5 процента, в то время как к концу 2009 года он составлял 6,3 процента.

Необходимо отметить, что антикризисная программа Казахстана признана международными финансовыми институтами одной из успешно проведенных в период мирового финансового кризиса.

В целом в результате реализации антикризисных мер в 2009–2010 году обеспечена не только стабилизация и рост экономики, но и создан задел для ускоренного посткризисного развития.

 

Архитектура развития

 

Серик Нокин, председатель Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Одним из направлений плана действий, направленных для смягчения последствий кризиса в Казахстане и обеспечения необходимой основы для будущего экономического роста, является решение проблем на рынке недвижимости.

Для решения данной задачи в городах Астана, Алматы, Акмолинской и Алматинской областях через АО «Самрук-Казына» была запущена специальная программа ипотечного кредитования и развития жилищного сектора. За счет средств данной программы была обеспечена возможность предоставления займов на завершение недостроенных жилых комплексов в городах Алматы, Астана, в Алматинской и Акмолинской областях. Участниками данной программы являются банки второго уровня и компании-застройщики.

Основными параметрами программы по стабилизации ситуации на рынке недвижимости являлось:

Первое. Приобретение государством в лице нацкомпаний и акционерных обществ на рынке городов Астана, Алматы и Алматинской области нового жилья по справедливой стоимости.

Второе. Принятие правительством мер по обеспечению доступности жилья. Для чего необходимо было внести изменения в Государственную программу жилищного строительства на 2008–2010 годы.

Третье. Внесение изменения в законодательство по вопросам долевого строительства.

Четвертое. Создание акционерного общества «Фонд недвижимости «Самрук-Казына» со стопроцентным участием АО «Самрук-Казына» в его уставном капитале для приобретения жилых и нежилых помещений в завершенных строительством или в строящихся объектах жилищного строительства.

Практически все указанные мероприятия выполнены.

Так, в рамках стабилизации ситуации на рынке недвижимости и обеспечения доступности жилья были внесены изменения в госпрограмму жилищного строительства на 2008–2010 годы, предусматривающие возможность выкупа жилья, построенного застройщиками для коммерческого рынка. Акиматам предоставлено право выкупать квартиры в завершенных объектах, а также в объектах с высокой степенью готовности у частных застройщиков по установленной цене. Это дало возможность приобрести 148 квартир по данному механизму и ускорить реализацию жилищной программы.

Изменения коснулись и объектов жилья, построенных в рамках госпрограммы, но непроданных. Реализация в них квартир производится через систему жилищных строительных сбережений. Это позволило предоставить приоритетным категориям населения предварительные жилищные займы по процентной ставке, не превышающей 4 процента годовых, и избежать трудностей, связанных с накоплением первоначального взноса для приобретения жилья.

Кроме того, в рамках стабилизации ситуации на рынке недвижимости в июле 2009 года были внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам долевого участия в жилищном строительстве.

Теперь по данному закону проектная компания за счет собственных средств либо кредитов инвестора строит и вводит в эксплуатацию жилой дом и только после получения дольщиком квартиры в жилом доме банк перечисляет деньги с депозита дольщика проектной компании, а сумму денег в размере накопленного вознаграждения возвращает дольщику.

Сегодня с уверенностью можно говорить, что данные изменения позволили обеспечить полную защиту дольщиков.

Наряду с указанными мерами для стабилизации рынка недвижимости решением правительства в марте 2009 года был создан фонд недвижимости «Самрук-Казына».

На сегодня фондом профинансированы 23 объекта незавершенного строительства – 2794 дольщика, в том числе 20 в городе Астане, 1 объект в Алматинской области и 2 объекта в городе Алматы.

За два года (2009–2010) решены проблемы около 2 тыс. дольщиков на 12 объектах. Завершение других 11 объектов предусмотрено до конца текущего года.

Другим механизмом по завершению объектов жилья, предусмотренного планом действий, является приобретение фондом стрессовых активов объектов недвижимости у банков второго уровня и обусловленное размещение им средств в банках второго уровня для завершения строительства объектов недвижимости. На эти цели данному фонду выделены средства из республиканского бюджета в сумме 10 млрд тенге на завершение жилых комплексов «Тау Самал», «Солнечный квартал» и «Шанырак». Эта мера позволит в этом году обеспечить жильем и решить проблемы 1186 дольщиков.

Помимо данного плана действий по стабилизации ситуации на рынке недвижимости, в конце 2007 года правительство приняло ряд первоочередных мер для смягчения негативных последствий нестабильности на международных финансовых и продовольственных рынках.

В целом, с учетом этих первоочередных мер и плана действий по стабилизации, с осени 2007 года государством было выделено около 263,4 млрд тенге на финансирование долевого строительства. Благодаря такой своевременной поддержке решены проблемы более 53 тысяч дольщиков на 389 объектах.

Ввод оставшихся 58 объектов (13 650 дольщиков), из которых 42 объекта (12246 дольщиков) завершаются за счет господдержки, 16 объектов (1404 дольщика) – самостоятельно, за счет средств самих застройщиков, предусмотрен до конца текущего года. В том числе: в городе Астане – 25 объектов (5 944 дольщика), в городе Алматы – 19 объектов (3 376 дольщиков), в Акмолинской области – 1 объект (5 792 дольщика), в Алматинской области – 2 объекта (2 089 дольщиков), в других регионах – 11 объектов (757 дольщиков).

Таким образом, цель плана действий – смягчить последствия кризиса на ситуацию на рынке недвижимости и стабилизировать экономику – считаю, достигнута. Более того, итоговые показатели экономики прошлого года позволяют говорить, что меры, принятые правительством, обеспечили необходимую основу для экономического роста.

 

Стабилизация и модернизация

 

Альберт РАУ, первый вице-министр индустрии и новых технологий РК

В рамках мер по стабилизации экономики Министерство индустрии и новых технологий, как и все правительство, работало в напряженном графике, в режиме «ручного управления экономикой», стараясь оперативно решать возникающие проблемные вопросы в соответствующих секторах экономики.

Одним из приоритетных направлений деятельности министерства была поддержка отечественных производителей. В 2009 году были заключены меморандумы о сотрудничестве с наиболее крупными предприятиями горно-металлургического комплекса. На постоянной основе проводился мониторинг более 200 крупных промышленных предприятий, проводились встречи и совещания с их руководителями, в том числе и с выездом на эти предприятия.

Кроме того, значительную поддержку предприятиям обрабатывающей промышленности оказывало снижение ставок таможенных пошлин на ввоз сырья и комплектующих, не производимых в республике.

В 2010 году работа в данном направлении была продолжена министерством совместно с Министерством финансов, АО «Казахстанский институт развития индустрии», НЭП «Атамекен» проведен технологический аудит более 150 предприятий.

Эти предприятия являются потенциальными участниками реализации первого этапа программы «Производительность 2020», направленной на модернизацию предприятий.

Во-вторых, большая работа проводилась по реализации поручения главы государства по поддержке отечественных товаропроизводителей в рамках казахстанского содержания. В конце 2009 года президент Республики Казахстан подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам казахстанского содержания».

В общей сложности за 2009 и 2010 годы утверждено порядка 14 нормативных правовых актов, направленных на законодательное обеспечение мероприятий по развитию казахстанского содержания.

Внесены принципиальные новшества в действующее законодательство, обязывающие недропользователей в обязательном порядке проводить тендеры только на территории Республики Казахстан, обеспечивать 100-процентную оплату выполненных работ не позднее 30 календарных дней после подписания акта выполненных работ, ужесточающие административное наказание к нарушителям.

Внедрена система сертификации товаров отечественного происхождения – «СТ-KZ», наличие которой предусматривает дополнительные льготы нашим товаропроизводителям, запущен интернет-портал «Казахстанское содержание», где зарегистрировано 17820 потребителей и 866 отечественных товаропроизводителей. В целом можно отметить, что карта отечественных поставщиков в Казахстане разработана и успешно действует в настоящее время как для государственного сектора, так и бизнеса.

В 2009–2010 годах в среднем доля казахстанского содержания в общем объеме закупок товаров, работ и услуг системообразующих предприятий составила 60 процентов.

В-третьих, несмотря на кризис, проводилась работа по созданию новых производств. Если в 2009 году было реализовано 180 проектов общей стоимостью 574,2 млрд тенге и создано около 11 тысяч постоянных рабочих мест, то в 2010 году в рамках реализации Карты индустриализации Казахстана – 152 проекта на общую сумму более 800 млрд тенге с созданием более 23 тысяч рабочих мест.

В целом уже начиная со второго квартала 2009 года появилась положительная динамика в отраслях обрабатывающей промышленности. При этом индекс физического объема за период с июля по декабрь вырос с 88,7 до 115,6 процента.

В январе–декабре 2010 года промышленными предприятиями Казахстана произведено продукции в действующих ценах на 11756,8 млрд тенге, что к уровню января–декабря 2009 года составило 110 процентов.

В горнодобывающей промышленности объем производства продукции в действующих ценах за январь–декабрь 2010 г. составил 7215,2 млрд тенге, ИФО по сравнению с январем–декабрем 2009 года составил 105,3 процента.

В обрабатывающей промышленности объем производства продукции в действующих ценах составил 3722,4 млрд тенге, ИФО составил 118,4 процента.

В-четвертых, проводилась активная работа по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые в нынешних условиях становятся важнейшими факторами индустриализации страны.

За 9 месяцев 2009 года объем прямых иностранных инвестиций составил 13,6 млрд долларов, в том числе в отрасли обрабатывающей промышленности привлечено 1,2 млрд долларов.

За 9 месяцев 2010 года объем прямых иностранных инвестиций составил 13,1 млрд долларов, в том числе в отрасли обрабатывающей промышленности – 1,5 млрд долларов.

В-пятых, в соответствии с планом стабилизационных мер министерством сокращены сроки выдачи лицензии до 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – до 5 рабочих дней со дня представления заявления. При этом необходимо отметить, что для рассмотрения лицензионных материалов осуществляется согласование с государственными органами по принципу «одного окна».

На продукцию, подлежащую экспортному контролю, лицензия выдается не позднее 30 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – не позднее 10 рабочих дней.

Также сокращены сроки рассмотрения заявки и принятия решения органом по подтверждению соответствия о проведении работ по сертификации до 3 дней для юридических лиц и до 1 дня для физических лиц.

В-шестых, в рамках реализации плана стабилизационных мер реализуется три проекта: строительство Балхашской ТЭС, Мойнакской ГЭС и Экибастузской ГРЭС-2 (энергоблок № 3. – Ред.).

Все работы по проектам ведутся в соответствии с установленными графиками. Более подробно о реализации вышеуказанных проектов будет доложено руководителем ФНБ «Самрук-Казына».

Министерством, в свою очередь, проводится работа по выработке системных мер по поддержке данных проектов. Так, в марте 2010 года в закон РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках» внесены изменения, касающиеся тарифообразования региональных электросетевых компаний, основанных на принципах «бенчмаркинга» – сравнительного анализа. Данная норма будет введена в действие с 2013 года.

Кроме того, МИНТ совместно с АРЕМ разработан проект закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка», предусматривающий создание казахстанской модели рынка мощности. Данный законопроект 15 декабря 2010 года внесен в правительство.

Таким образом, министерство приняло все необходимые меры для стабилизации работы промышленности, что явилось основой для принятия Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010–2014 годы, которая является индустриальным планом посткризисного развития экономики страны.

 

По сообщению сайта Zakon.kz