Кладбище недомашних животных

Дата: 26 января 2011 в 13:30

Кладбище недомашних животных

В Скалистых горах в штате Колорадо найдено «кладбище» времен ледникового периода, где оказались захоронены хорошо сохранившиеся останки десятков мамонтов, мастодонтов и гигантских ленивцев, живших 150 тыс. лет назад. Это одна из самых крупных «коллекций» ископаемых останков, когда-либо найденная в одном месте.

В донных отложениях осушенного озера в Скалистых горах найдены ископаемые останки древних млекопитающих, которые, как полагают ученые, могут составить одну из крупнейших в мире коллекций животных времен последнего ледникового периода, когда-либо найденную в одном и том же месте. Исследуя «кладбище», ученые уже узнали много нового об доисторической окружающей среде Земли, пишет The Daily Telegraph.

Уникальная коллекция костей была обнаружена случайно: строители, которые готовили почву для строительства новой дамбы около поселка Сноумасс, входящего в популярных горнолыжный курорт Аспен, нашли кости мамонта. После этого на место прибыли археологи, и на сегодняшний день найдено уже более 600 костей. В зимнее время раскопки пришлось приостановить, так как в регионе долгое время шли обильные снегопады.

Палеонтологи уже смогли идентифицировать останки четырех колумбийских мамонтов, 10 американских мастодонтов — дальних родственников мамонтов и слонов, четырех древних бизонов, которые были в два раза больше современных, несколько древних оленей и гигантского ленивца.

Кроме того, найдена тигровая амбистома — редкий вид саламандр. Ученые продолжат раскопки, как только весной сойдет снег.

Сейчас международная группа исследователей, в которую кроме американских ученых входят специалисты из Университета Ройал Холлоуэй в Лондоне, пытаются понять, как такое количество животных погибло одновременно в одном и том же месте и какими особенностями обладала их среда обитания.

«Наша находка поразительна и очень необычна. Это настоящий драгоценный клад останков времен ледникового периода. Многие из останков выглядят совершенно нетронутыми, настолько хорошо они сохранились. Некоторые из найденных костей до сих пор сохранили белых цвет, листья, найденные рядом с ними, — зеленые, а ветки сохранили древесную кору», — считает Кирк Джонсон, вице-президент по исследованиям Денверского музея природы и науки, который руководит раскопками.

Первый мамонт был найден в конце октября прошлого года: его зацепил бульдозер, работавший на строительстве дамбы.

Место работ находится на высоте около 3 тыс. м над уровнем моря в Скалистых горах. Палеонтологи Денверского Музея природы и науке провели затем две недели, разрабатывая участок в 4 тыс. кв. м. Им удалось найти останки 25 особей, принадлежавших к семи различным видам животных.

Одной из самых интересных палеонтологи считают находку черепа гигантского древнего бизона с рогами длиной около метра. Весь череп весит более 100 кг, а «размах» от одного кончика рога до другого — больше двух метров.

Среди других находок — более 15 бивней, среди которых огромные двухметровые бивни мастодонта, а также кости пока неизвестных видов древних оленей и травоядных ленивцев размером с быка.

Останки некоторых деревьев сохранили отпечатки зубов древних бобров. Отпечатки зубов также есть на части костей, так что некоторые из животных были, видимо, убиты хищниками, хотя пока на месте раскопок найдены только останки травоядных.

Возраст найденных костей между 150 тыс. и 50 тыс. лет назад; в то время большая часть северной Европы и Северной Америки были покрыты вечными льдами.

Пока ученые не знают, что именно привело к гибели такого количества животных в одном и том же месте. Они предполагают, что звери собрались на водопой, так как на месте раскопок во время ледникового периода находилось довольно большое озеро. Это объясняет присутствие такого большого количества самых разных животных в одном и топ же месте. Почему все они умерли у водопоя, пока неясно. Возможно, озеро замерзло, они пошли по замерзшей поверхности и провалились под лед, поэтому их останки так хорошо сохранились в донных отложениях.

Кроме останков гигантских животных, палеонтологи обнаружили и массу фрагментов древних насекомых, исследование которых может быть не менее интересным, считает профессор Скотт Элиас из Университета Ройал Холлоуэй.

«Обнаружение костей гигантских млекопитающих всегда впечатляет, однако зачастую куда более интересные истории о прошлом могут рассказать насекомые, законсервированные в толще растений. Они являют собой зеркало окружающей среды, так как мы знаем, как устроены экосистемы с аналогичными насекомыми в наше время и можем проводить параллели», — пояснил он.

По сообщению сайта Газета.ru