Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Депутаты комитета ЖК обсудят проекты законов по судебной системе

Дата: 26 января 2011 в 16:20

CA-NEWS (KG) — Комитета Жогорку Кенеша по конституционному законодательству, государственному устройству, законности и местному самоуправлению с 31 января по 1 февраля в Бишкеке проведет круглый стол по обсуждению проектов законов по судебной системе.

Как сообщает пресс-служба парламента, на мероприятии будут рассмотрены следующие законопроекты: закон «О внесении изменений и дополнений в конституционный закон КР «О статусе судей КР»; конституционный закон «О Конституционной палате Верховного суда КР»; закон «О Совете по отбору судей КР»; закон «О внесении изменений в закон КР «О Верховном суде КР и местных судах»; закон «О внесении изменений и дополнений в закон КР «Об органах судейского самоуправления».

С докладами выступят депутаты Жогорку Кенеша, представители международных организаций и независимые эксперты.

Отмечается, что принятая на референдуме новая Конституция изменила многие вопросы, связанные как с устройством государства, так и в иных сферах, так или иначе регулируемых ею. Новые конституционные нормы требуют приведения в соответствие с ними всего законодательства КР, в том числе вопросы организации и деятельности судебной системы.

Конституционные нововведения о судебной власти КР, в большинстве своем, затронули вопросы, связанные со статусом судей (изменение требований предъявляемых к кандидатам на должность судьи Верховного суда, порядка отстранения, освобождения судей от должности, привлечения их к уголовной ответственности и административной ответственности, налагаемой в судебной порядке). При этом законопроект «О внесении изменений и дополнений в конституционный закон КР «О статусе судей КР» направлен не только на приведение законодательства о статусе судей в строгое соответствие с Конституцией, но и преследовал цель улучшения его отдельных норм.

Также, в реализацию положений Конституции на обсуждение выносится проект конституционного закона «О Конституционной палате Верховного суда КР». Законопроект закрепляет самостоятельность и независимость такого органа как Конституционная палата, в том числе от Верховного суда, не только в вопросах отправления правосудия, но и вплоть до наличия собственного аппарата, права самостоятельно определять и распоряжаться бюджетом, иметь свой орган судейского самоуправления — собрание судей, избирать председателя, его заместителя, судьи-секретаря. Обращает на себя внимание норма Конституции, и это нашло свое отражение в законопроекте, существенно активизирующая роль Конституционной палаты.

Согласно части 7 статьи 97 Конституции «Каждый вправе оспорить конституционность закона и иного нормативного правового акта, если считает, что ими нарушаются права и свободы, признаваемые Конституцией.

Это означает, что Конституцией введен так называемый «абстрактный контроль». Когда любое физическое или юридическое лицо вправе обратиться в Конституционный суд, только предполагая, что принятый закон и иной нормативный правовой акт гипотетически может нарушить охраняемые Конституцией права и свободы. Это обстоятельство существенно увеличит загруженность Конституционной палаты и позитивно отразится на состоянии конституционной законности в целом.

Проект закона «О Совете по отбору судей КР» разработан в целях реализации частей 5, 7, 8 статьи 95 Конституции и определяет состав и порядок формирования Совета по отбору судей, полномочия председателя, членов и секретаря Совета по отбору судей, порядок проведения заседаний Совета.

Вместе с этим, некоторые нормы Конституции устанавливают необходимость внесения изменений в законодательство, регулирующее вопросы организации деятельности Верховного и местных судов. В этой связи, проектом закона «О Верховном суде КР и местных судах» предусматриваются дополнения и изменения, касающиеся порядка избрания собраниями судей Верховного суда из своего состава председателей и заместителей председателя Верховного суда, основания для освобождения их от должностей и прекращения полномочий.

Наряду с решением задачи по приведению закона о Верховном суде и местных судах в соответствие с Конституцией, разработчики законопроекта внесли в его положения нормы, которые носят характер технических поправок.

Внесены также изменения, которые устанавливают новые нормы в решении некоторых вопросов. В частности, определено, что Судебный департамент КР переходит под юрисдикцию Верховного суда КР. Его функции и задачи остаются без изменений, а руководитель будет назначаться и освобождаться председателем Верховного суда с согласия Совета судей, при этом Совет судей будет также наделен правом вносить председателю Верховного суда предложение об освобождении руководителя Судебного департамента от занимаемой должности по результатам его годового отчета о деятельности Судебного департамента. Закрепляется законом функционирование учебного центра судей при Верховном суде.

Помимо этих законопроектов на обсуждение выносится проект закона КР «О внесении изменений и дополнений в закон «Об органах судейского самоуправления», которым предусматривается дополнение положениями о новом органе судейского самоуправления – собрании судей, согласно статье 102 Конституции КР.

Кроме того, данным законопроектом предлагается уточнить вопросы организации, порядок деятельности органов судейского самоуправления и их полномочия.

В целях широкого обсуждения данных законопроектов принято решение о проведении круглого стола с приглашением всех заинтересованных лиц, в частности, судей, представителей гражданского общества, ученых юристов, независимых экспертов.

Круглый стол проводится при содействии и финансовой поддержке парламентского проекта ЕС-ПРООН по поддержке правовой реформы.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба