Горячие юпитерынадули сами себя

Дата: 26 января 2011 в 16:20

Горячие юпитеры — планеты с высокой температурой поверхности, размер, которых сравним с размером пятой планеты Солнечной системы — дорослидо своих размеров за счет появления в их недрах электрических токов, разогревающих внутренности этих небесных тел. Такую гипотезу выдвинул коллектив астрономов для того, чтобы объяснить слишком большой диаметр этих планет, который не укладывается в существующие теории. Статья исследователей принята к публикации в журнал Astrophysical Journal, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org. Коротко о работе пишет портал ScienceNOW.

Горячие юпитерысоставляют на сегодня большую часть всех планет, найденных за пределами Солнечной системы (не исключено, что это связано с тем, что современные приборы пока не позволяют надежно искать планеты меньших размеров). Многие из этих небесных тел обращаются очень близко к своим звездам, которые разогревают их до очень высоких температур. В результате горячие юпитерыраздуваются, однако размер многих из них превосходит пределы, постулируемые в рамках современных моделей эволюции планет этого типа.

Авторы новой работы предположили, что аномальное распуханиебольших планет связано с тем, что при высоких (выше 1,5 тысяч кельвинов, или 1,2 тысячи градусов Цельсия) температурах происходит ионизация молекул таких элементов как натрий и калий. То есть молекулы теряют свои внешние электроны и превращаются в положительно заряженные ионы. В результате составляющий планету газ начинает проводить электрический ток.

Дующие на планете ветра разносят носителей заряда, приводя к появлению петлеобразных токов (такая форма объясняется наличием у горячих юпитеровмагнитного поля), которые проникают глубоко в недра. Материал планеты создает сопротивление, и в итоге внутренности горячих юпитеровдополнительно разогреваются.

Недавно другой коллектив астрономов представил доказательства того, что горячие юпитерымогут уничтожать в своих планетных системах небесные тела размером с Землю.

По сообщению сайта Meta · новости дня