Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Фонд содействия реформам в горной отрасли об опыте проекта Кумтор

Дата: 26 января 2011 в 18:50

CA-NEWS (KG)

Фонд содействия реформам в горной отрасли

Ранее в заметках «Жива ли горная отрасль?» уже приводились данные о запасах недр, экономическом и финансовом потенциале. Повторяясь, приведем некоторые необходимые данные. Так, указывая на экономический потенциал недр, мы отмечали, что общая и весьма приблизительная оценка по стоимости сырья составляет около $572 млрд в текущих ценах. Оцененные запасы и гораздо больше прогнозные ресурсы, возможно, с ростом уровня технологий добычи и переработки, а также цен на сырье будут использоваться многими поколениями нашей страны. Отметим, что для добычи этих ресурсов необходимы финансовые средства на уровне около 75% от приведенной оценки. Это так называемые капитальные и эксплуатационные затраты.
Некоторые инструменты в горной отрасли

Для средних месторождений подобные вложения составляют сотни миллионов. Таких средств в распоряжении Кыргызстана нет, и в обозримом будущем не предусматривается. Не говоря о том, что для горного проекта требуются специалисты высоких квалификаций, которых в настоящее время в стране тоже недостаток. Нет и современных знаний, технологий и, главное, опыта.

Остается необходимость привлекать иностранные инвестиции и готовить, развивать собственную финансовую, технологическую и кадровую базу.

Для использования этих ресурсов нужна воля, желание и здравый смысл. Для этого, в первую очередь, необходима реформа законодательства в сфере недропользования и не только. Но эта потребность реформирования отрасли, да и других отраслей сталкивается с тотальным недоверием значительной части нашего населения и, как следствие, политическими силами различного характера.

Вопрос развития экономики страны за счет ускоренного вовлечения активов недр в оборот сдерживается, исходя из непонимания некоторых экономических категорий рыночной экономики: это оценка стоимости недр, стоимость природной ренты в полезных ископаемых и распределение прибыли от эксплуатации недр.

Большим заблуждением является отождествление оценочной стоимости полезных ископаемых в недрах со стоимостью добытых и переработанных полезных ископаемых на сырьевых рынках. Разница между ними состоит в затратах на их добычу и переработку, плюс затраты на налоги и платежи государству-владельцу недр. В итоге прибыльная составляющая может быть от значений минус до первых процентов или десятков процентов. Причем на первых этапах окупаемости первичных капитальных затрат прибыли всегда нет.

Кроме того, горные проекты подвергаются критике с разных сторон, так как нет устоявшихся правил и нет понимания справедливости проекта для КР, скорее нет закрепленных правил с пониманием баланса интересов инвестора, государства и местных сообществ. Проект Кумтор – единственный проект, реализованный в КР в горнодобывающей сфере и на сегодняшний день вызывающий минимальную критику. Последнее, очевидно, связанно с условиями соглашения, устраивающими все стороны проекта и вокруг проекта, после подписания соглашения по новым условиям, где разделены и закреплены экономические интересы всех сторон.

Опыт проекта Кумтор и имеющийся инструментарий

1. Месторождение Кумтор

По результатам детальной разведки запасы и прогнозные ресурсы Центрального участка месторождения составляли 716 тонн золота, в том числе для карьерной отработки – 316, 6 тонны при среднем содержании 4,3 г/т. Геологические запасы и прогнозные ресурсы золота остальных участков рудного поля оценивались в 230-300 тонн. Погашено запасов — более 300 тонн золота. За годы работы рудника Кумтор произведено 235т золота.

Кроме карьерных запасов подсчитаны геологические запасы для подземной отработки, которые при бортовом содержании 3 г/т составляют 110,1 тонны золота при среднем содержании 6,24 г/т. На Центральном участке ниже горизонта разведки имеются еще не оцененные запасы и прогнозные ресурсы (С2+Р1) в количестве 268,6 тонны золота. Для отработки подземных запасов с 2008 году ведется проходка подземных горных выработок, которые будут вначале использоваться как разведочные, а затем как эксплуатационные.

На двух других участках Кумторского рудного поля (Юго-Западный и Сарытор) по результатам разведочных работ подсчитаны запасы золота для открытой разработки в количестве 17,6 тонны и для подземной – около 20 тонн. На участке Юго-Западный карьерные запасы почти отработаны (остаток на 01.01.2008 г – 1,1 тонны). Начало добычных работ на участке Сарытор (карьерные запасы 8,4 т золота) могут быть начаты в ближайшее время.

Карьерные запасы Кумтора достаточны для разработки на период до 2013-14 гг., в связи с ростом цен на золото проводится переоценка карьерных запасов. Это приведет к переводу части запасов дополнительно в карьерные и сроки работы карьера могут быть увеличены на один-два года. Этот пункт важен с точки зрения оценки стоимости акций, которые зависят от производительности рудника, так как подземная отработка более трудоемкая и затратная. Затраты при подземной разработки более значимые и могут значительно сказаться на стоимости акций после указанного периода, особенно при снижении производства. Аналогично и налоговые отчисления, и макроэкономический эффект от проекта.

2. Общие концессионные условия

Соглашение о новых условиях 2009г. значительно изменило законодательные и реальные факты функционирования этого горного проекта. Этими соглашениями, принятыми в виде закона, описываются условия концессионных отношений КР и компании «Центерра».

По сути, этот Закон о ратификации Соглашения о новых условиях регулирует все стороны деятельности проекта Кумтор и возможных новых проектов на территории КР прямым образом. Все условия, которые могут возникнуть в законодательной сфере, стабилизируются для концессионера. Т.е. не могут применяться никакие новые нормы и положения, принятые после 2009г., кроме норм охраны природных ресурсов, охраны труда и промышленной безопасности.

Основными пунктами концессионного Соглашения является следующее:

• Стабильность налогов и отчислений. Установлены твердые и неизменные правила налогообложения. Налоги и отчисления привязаны к производственной деятельности проекта;

• Разовый платеж в счет доли участия КР в компании (сюда входит не только проект Кумтор). КР в акциях владеет 33%;

• Определены параметры охраны окружающей среды, причем оплата в $310 тыс. является закрепленной. Причем новые нормы охраны окружающей среды применимы и обязательны для исполнения;

• Закреплена юрисдикция споров. В случае их возникновения, споры разрешаются международным арбитражем;

• Установлены обязательные вложения в расширение минерально-сырьевой базы проекта — создание и приобретение новых активов и ресурсов — в размере 4% от валового дохода.

Стабильность законодательства по отношению к проекту сразу же принесла устойчивость в производственной и финансовой деятельности проекта. Когда рост цен на золото на мировом рынке влечет за собой стабильную добычу, пропорциональную росту цен на золото, росту капитальных и эксплуатационных затрат, естественно, и соответствующий рост платежей и отчислений, а так же оставленной стоимости. Для иллюстрации достаточно посмотреть на нижеприведенные диаграммы.

Диаграмма 1. Средняя цена реализации золота

Диаграмма 2. Валовое производство золота



Диаграмма 3. Валовый доход от реализации золота



Диаграмма 4. Эксплуатационные затраты



Диаграмма 5. Капитальные затраты



Диаграмма 6. Капитальные и эксплуатационные затраты к валовому доходу



Анализ представленных таблиц и диаграмм показывает, что в целом при относительной стабильности добычи и производства золота и на фоне повышения стоимости золота на биржах можно констатировать следующее:

• стабильно снижается себестоимость производства золота по проекту Кумтор;

• на фоне абсолютного роста капитальных вложений, связанных с все более усложняющимися условиями эксплуатации рудника, затраты на обустройство рудника (включая интенсивные работы по подготовке добычи подземных запасов), приобретение техники и оборудования – относительно валового дохода, стабильны;

• налоговые поступления и отчисления в бюджет имеют тенденцию стабильного роста, как в абсолютном, так и в относительном к валовому доходу выражении;

• на фоне роста капитальных вложений, отмечается ярко выраженная тенденция к снижению эксплуатационных затрат, что говорит о высоком уровне производственного, управленческого и финансового менеджмента проекта;

• в целом затраты к валовому доходу стабилизировались на уровне 72-73%, что говорит о стабилизации в последние годы производства в целом.

3. Налоги

Эффективные налоги по концессии достигают 21% от валового дохода. Эти налоги складываются из следующих показателей:

— 13% от валового дохода — прямые платежи в республиканский бюджет;

— 1%, от валового дохода — отчисление в социальный фонд Иссык-Кульской области;

— 4% от валового дохода перечисляются в бюджет, если не будут затрачены на подготовку и приобретение новых запасов и активов недр;

— до 3% от валового дохода составляют налоги и отчисления: во-первых, входят подоходный налог и социальные отчисления работников проекта, во-вторых, некоторые отчисления по таможенным платежам, в-третьих, косвенные налоги, выполняемые поставщиками товаров и услуг на территории КР (к примеру НДС, налог с продаж — в абсолютном выражении эти выплаты составляют от 6 до 10 млн долларов США).

Таким образом, налоги очень просты, понятны и прозрачны. Очевидно, что подобная система налогообложения обеспечивает прозрачность более высокого уровня, чем рекомендации Инициативы повышения прозрачности добывающих отраслей (ИППДО).

Следует заметить, что действующий налоговый режим по Налоговому кодексу не позволяет получить подобный уровень отчислений (см. таблицу в «Кумтор — история и анализ проекта»).

Кроме того, предусмотрен и механизм на случай остановки (по любым причинам) производства золота. В этом случае выплачивается $5 млн.

Диаграмма 7. Налоги и отчисления

Диаграмма 8. Налоги и платежи в бюджет КР к валовому доходу

Отметим следующее. Налог на прибыль в период 1994-2007 годы при ставке 20% от прибыли составил — 0,0 долларов США. Вообще, горный проект очень рискованный из-за изменчивости рынка, требует постоянных капитальных вложений и очень сильно колеблются эксплуатационные затраты в зависимости от роста цен на основные материалы, сырье, изменчивы горно-геологические условия добычи, поэтому надеяться на получение налога на прибыль – иллюзия. Кстати это относится и к дивидендам или прибыли от доли собственности.

4. Акции

Рыночная стоимость проекта Кумтор, его запасов и прогнозных ресурсов, производительности и экономической эффективности разработки месторождений, входящих в публичную компанию «Центерра», определяется стоимостью акций на бирже, И стоимостью золота на мировых биржах.

Диаграмма 9. Динамика стоимости акций «Центерры»

Диаграмма 10. Стоимость золота на мировом рынке

Всего на бирже в Торонто котируется 235 755 488 акций «Центерры». Общая капитализация компании составляет 4 849 490 388 канадских долларов (на 17.12.10).

Необходимо отметить, что в активы «Центерры» входят месторождения Монголии Бору и Гатсуурт. Первое из них уже в целом отработано, кроме запасов в 30 тонн, извлекаемых кучным выщелачиванием. А по второму еще нет инвестиционного соглашения на разработку, хотя месторождение подготовлено к отработке еще в 2008 году. Еще ряд объектов в России, Турции, Монголии и других странах находятся в стадии геологического изучения.

Тем не менее, запасы и ресурсы Кумтора составляют, в среднем, около 75-80% активов «Центерры».

Стоимость активов имеет прямую корреляцию со стоимостью золота и изменились с 2004 года от приведенной стоимости одной акции (в 2004 году акции были расщеплены в три раза, в 2009 году в пользу КР были эмитированы 10 млн акций), от примерно 5,1 до 20,57 канадских долларов за акцию.

Следует отметить, что при реструктурировании проекта КР от владения проектом Кумтор с долей собственности в 67,8% получила 34% доли собственности в компании «Центерра». В результате реструктуризации 2009 года доля собственности КР (в пересчете на 2003 год на момент входа) получила около 58%. В настоящее время в собственности нашей страны находится пакет в 33% (77 401 766 акций) от общего количества акций «Центерры». Или финансовые активы в акциях на сумму 1 592 млн канадских долларов (или около $1 570 млн, на 17.12.2010г.).

Следует отметить, что Соглашением о новых условиях предусматривается возможность обращения части акций компании «Центерра» в КР через местные фондовые рынки.

5. Экономический эффект от проекта Центерра – Кумтор для КР

Для оценки эффекта рассмотрим несколько цифр. Первая — это так называемая оставленная стоимость, т.е. средства, оставленные в КР (см. таблицу 1).

Таблица 1. Платежи проекта Кумтор, 1994-2009 гг.

Оценка влияния на макроэкономику страны:

— ВВП. Проект Кумтор в пересчете по выпуску продукции генерирует 5,4-5,6%;

— доля в промышленном производстве и экспорте составляет до 42-48%;

— доля проекта Кумтор в экспорте страны до 42%. Соответствующие параметры формируются и в платежном балансе;

— доля в доходной части бюджета составляет от 5 до 8-9% (прогноз по результатам 2010г.);

— рабочие места, непосредственно занятых на производстве более 2,5 тыс. человек. Опосредованно занятых в проекте косвенно оценивается в 1,6 раза больше.

Следует признать, что значительная часть инвестиций, особенно в горный сектор, стала возможной из-за успешной реализации проекта Кумтор.

6. Природная рента

В нашем случае рента получена в виде акций, налогов всех видов, которые превышают действующий налоговый режим, и др. факторов. Думается, что в КР выработан один из эффективнейших механизмов по изъятию природной ренты в пользу страны.

В разных странах это решается по-разному, для примера приведем два случая. Первый, США, где рента на продукт недр определяется налогами. Рента получается государством в виде налоговых отчислений, на федеральном уровне и уровне штата. В целом эти налоги составляют 42% от прибыли. Ясно, что если прибыли нет, то и налоги и, соответственно, рента стремятся к нулю.

Второй пример — это Монголия, где с повышением цен на сырьевые ресурсы был принят закон о сверхприбылях. Т.е. принята градация, что с повышением цен на сырье от базовой (в то время составляла $400 за унцию золота) в доход государства изымается возрастающая ставка налога на прибыль, рассчитываемая от стоимости золота, превышающей базовую. Это привело к стагнации золотодобычи уже в первый год принятия подобной нормы. Теперь идет корректировка этого механизма. Кстати, один из вопросов, почему к 2010 году не запущен полностью подготовленный проект Гатсуурт (входит в активы «Центерры») — это неподписание инвестиционного соглашения с распределением доли в доходах от проекта.

Ясно, что приведенные два подхода к получению природной ренты отражают два похода к институтам рыночной экономики.

В случае с Кумтором и возможными другими проектами, выполняемыми «Центеррой» на территории Кыргызстана, природная рента определяется акциями, их количеством и стоимостью и, главное, налоговым режимом от валового дохода. Еще раз повторимся, налоговый режим по выплатам превышает действующий налоговый кодекс на 40-42% при ценах на золото настоящего периода.

7. Взаимоотношения государства и инвестора

Таким образом, на примере проекта Кумтор в публичной компании мы видим, что государство и инвестор могут установить экономические и организационные взаимоотношения в экономическом проекте. Резюмируя эти «правила игры» выделим основные факторы этих взаимоотношений:

1. Система прописанных правил игры — начиная с 1994 года, отношения оформлялись в виде концессионного соглашения. В целом, в соответствии с принятыми условиями, т.е. без прямого действия законодательства КР, больше ориентируясь на существующую в горном мире практику. Причем основной перекос был до 2004 года. Когда КР «польстившись» на почти 70% долю собственности, упустила огромные возможности отдачи от проекта в финансовом плане. В результате явной несправедливости договора прошла реструктуризация 2003-2004гг. (переход к публичной компании). Последующий переговорный процесс 2007-2009гг. позволил полностью изменить содержание концессионных условий в пользу КР.

2. Изменена налоговая система, которая построена вне системы налоговых отношений, имеющихся в Налоговом кодексе КР. Причем налогообложение от валового дохода на 40-42% выше, чем действующий налоговый режим, описанный Налоговым кодексом. Налоги полностью зависят от уровня производства и, главное, от уровня конъюнктуры на золото на мировом рынке. Т.е., функционирует прозрачная, понятная и справедливая система налогообложения.

3. При этом КР получила к первоначальному пересчету на момент входа в публичную компанию до 61% акций в компании «Центерра». Или на настоящий момент актив страны в акциях составляет 33% от обращения. Или 77,4 млн акций, оценкой последнего периода от 1,6 до 1,8 млрд долларов США. Причем указанное количество акций и их стоимость коррелируется с запасами золота в 110 т и значительными прогнозными ресурсами, пока не имеющими достаточного подтверждения в соответствии с международными стандартами. Последнее относится к тому, что ежегодно идет прирост запасов по уровню выше, чем погашение таковых в результате эксплуатации месторождения. И рост стоимости акций в большей мере регулируется ценой на золото, нежели непосредственно запасами.

4. Концессионным соглашением разрешены все вопросы, относящиеся к деятельности проекта. Отметим, что многие нормы не были бы возможными для исполнения, так как просто не существует этих норм у нас в законодательстве. Достаточно привести пример того, что формируется фонд рекультивации, который на настоящий момент уже составляет около $20 млн. Причем этот фонд является неприкосновенным при любых условиях. Соглашением описывается, что этот фонд может быть переведен в КР, но пока не созданы соответствующие условия, опять же, из-за отсутствия необходимых механизмов в нормативно-правовых актах страны. Во-вторых, определен жесткий платеж за загрязнение окружающей среды в $310 тыс. Это в несколько раз выше существующих в стране норм подобных отчислений. В-третьих, определены и созданы отчисления в социальный фонд Иссык-Кульской области в размере 1% от валового дохода. Для оценки его эффективности достаточно сравнить отчисления в таковой фонд с 1994 по 2008 года и отчисления за 2009 год. В-четвертых, КР со времен получения суверенитета впервые начала мощнейшие инвестиции в свои активы недр. Под этим подразумеваются инвестиции в разведку и подготовку активов, определенные в 4% от валового дохода. Это основные факторы взаимоотношений государства и инвестора, для описания еще ряда других новшеств, введенных в рамки закона, потребовалось бы длительное время.

5. Принятие концессионного соглашения и сопутствующих документов в виде закона КР создали условия для стабильной работы проекта в КР. Отметим еще раз, что проект Кумтор единственный в новейшей истории страны проект, который функционирует. Таким образом, очевидно, действующее законодательство не позволяет стране запустить другие подготовленные проекты в горной сфере. Поэтому, возможно, необходимо в большей мере применять этот инструмент, имеющийся в распоряжении Кыргызстана. Причем это может относиться как к форме, так и содержанию подобного инструментария. Конечно, существует еще целый ряд вопросов, которые должны иметь дальнейшую разработку, к ним относятся вопросы управления акциями, фондом рекультивации, социальным фондом, инвестициями на основе 4% отчислений и др.

6. Основным вопросом не только в нашей стране, но и в ряде других является вопрос определения природной ренты и ее разделение при эксплуатации месторождений. Природная рента определяется стоимостным выражением интересов страны и доли в ее распределении во взаимоотношениях между владельцем недр (кстати, как и других природных ресурсов) инвестором, делающим возможность получать реально эту ренту в материальном плане. Рента таковой и осязаемой является только после вовлечения ресурса, в нашем случае полезного ископаемого, в экономический оборот. Когда появляется реальное тело самого ресурса в обороте и, следовательно, определяется его стоимость и цена.

7. И главное. Отдача от проекта определена в прозрачных и понятных, справедливых долях распределения акций и налогов, платежей. При этом инвестор самостоятельно определяет производственную, организационную и финансовую модель управления проектом. Проще говоря, исключены возможности диктата производственной компании от чиновников правительства или возможных новых «идей» политической конъюнктуры. Регулирование деятельности компании осуществляется автономно от государства на основе соглашения, корпоративных правил и в соответствии с лучшими правилами рыночной экономики.

Некоторые золоторудные месторождения и их потенциальные возможности.

Ниже рассмотрим в тезисной форме возможности применения приведенных выше инструментов для дальнейшего развития горного сектора Кыргызстана.

1. Месторождения (золоторудные) подготовленные к разработке

Джеруй, Талдыбулак Левобережный, Иштамберды, Андаш, Бозумчак, Куру-Тегерек и ряд месторождений, которые в ближайшие годы будут доведены до эксплуатации — Алтын-Жилга, Насоновское, Ункурташ, Тоголок, Султан Сары и другие составляют экономический потенциал страны.

Этим потенциал месторождений, даже золоторудных, не исчерпывается. Существуют хорошие предпосылки на объектах, где в настоящее время ведутся геолого-исследовательские работы, такие как Чаарат, с предварительной оценкой в 96 т золота. Всего в ближайшие несколько лет ожидается прирост балансовых запасов в объеме около 10-12 млн т, что равно имеющимся на сегодняшний день балансовым запасам. Разведка и прирост запасов идет многократно опережающими темпами к объемам добычи (добыча составляет всего около 570 тыс. унций в год).

2. Ожидаемый результат для экономики КР

Подготовленные к эксплуатации золоторудные и золотомедные объекты обладают потенциалом производства в:

— Выпуск золота за десять лет – 449,5 т или в год от 31 до 48 т;

— Выпуск меди за десять лет – 172640 т или в год от 5 до 21 тыс. т;

Всего вложения в экономику и отдача от подготовленных месторождений может составить:

— Капитальные вложения на десять лет около $1,9 млрд долларов, или от 200 до 300 млн долларов США в год;

— Налоги могут составить за десять лет $1,5 млрд, или в год до $170 млн (по действующему налоговому режиму). Что может составить до 15% доходов бюджета страны.

Использование описанного выше инструментария, примененного для проекта Кумтор, может значительно увеличить экономическую отдачу. Главное то, что это может на деле способствовать вовлечению месторождений в эксплуатацию.

Применяя новые инструменты и методы во взаимоотношениях государства и инвестора можно было бы получить следующие отдачи (только по упомянутым выше месторождениям). При оценке применены налоги и отчисления аналогичные проекту Кумтор, цена золота $1400 за унцию, меди $8500 за тонну.

Таблица 2.

Таким образом налоги и отчисления по концессии могут быть выше действующего налогового режима в среднем на 34%. Но при этом нужно иметь в виду, что первоначальные капитальные затраты и проценты по кредитам должны быть освобождены от налога на валовой доход, собственно эта норма есть в действующем налоговом кодексе. Т.е. упомянутые 34% в налогах могут служить суммой чистой природной ренты. При этом необходимо отметить, что, во-первых, при снижении цены на мировом рынке относительное значение природной ренты может снижаться, но с ростом увеличиваться. Во-вторых, этот инструмент может применяться только как добровольная договоренность государства и инвестора. В-третьих, может вывести экономику объекта за пределы положительной рентабельности в силу различных обстоятельств горно-геологического и технологического характеров. В этой связи решение по каждому объекту может приниматься только на основе тщательных расчетов.

Приведенные оценки, достаточно приблизительные, хотя и выполнены на основе данных ТЭО компаний и пересчитаны на цены настоящего момента. Следует отметить, что данные построены в аналогии с показателями Кумтора, что не совсем сопоставимо, так как каждый из проектов обладает собственной уникальной экономикой и в реальности может отличаться значительно от проекта.

Кстати, данные в выше приведенной таблице даны без учета разработки месторождения Кумтор, показатели которого уже достигают половины представленных в таблице. И на время ввода в эксплуатацию новых месторождений снижения этих показателей не ожидается.

3. Возможные инструментарии и методы, необходимые для использования потенциала недр

Оценивая состояние отрасли в целом, мы уже приходили в более ранних публикациях к выводу, о том, что отрасль находится в стагнационном состоянии. Это иллюстрируется примером того, что кроме месторождения Кумтор в стране не введены в эксплуатацию более ни одного рудного месторождения.

Более подробный анализ причин стагнации в отрасли будет опубликован в части 5 заметок «Жива ли горная отрасль?». Здесь же укажем на некоторые основные факторы. К ним относится, в первую очередь, недостаточность законодательной базы для разработки недр. Это приводит к толкованиям законодательно-нормативной базы с различных точек зрения (налоги и платежи, администрирование, экология, земельный отвод, отношение с местными сообществами, инфраструктура, рынки сбыта и др.). В результате это все приводит к столкновениям мнений различных социальных групп и политиков, что позволяет административным органам всячески интерпретировать законодательство. Как итог — споры на всех уровнях, попытки силового решения вопросов разработки или запрета на разработку, и, соответственно, боязнь инвесторов вкладывать реальные средства в короткие сроки.

Ниже приведем некоторые инструментарии, возможные для применения активизации использования недр для экономики страны.

Еще раз отметим, что одними из основ новых применяемых инструментов могут служить, возможно, таковые, примененные и апробированные в проекте Кумтор, когда концессионное соглашение описывает все условия и взаимоотношения между государством и инвестором, а также между инвестором и местным сообществом. Ратификация соглашения возвела условия разработки и взаимоотношений субъектов проекта до уровня закона. По сути, в настоящее время проект регулируется не общим законодательством КР, а концессионным соглашением. Таким образом, проект функционирует автономно. Само же соглашение составлено в соответствии с экономическими и юридическими параметрами, выстроенными на основе таковых критериев, применяемых в праве ряда стран (Канада, США, Великобритания и, конечно же, законодательства КР) и в основе заложены здравый смысл, максимально возможная отдача от природного ресурса для Кыргызстана.

Уже некоторые месторождения в ближайшее время могли бы выйти на конкурс с новыми параметрами, описанными ниже, на основе следующих соображений:

— концессии и лицензии;

Действующее законодательство не позволяет запускать проекты в горной отрасли в автономном режиме. Нормативно-правовые акты унифицируют и излишне регламентируют деятельность горных проектов. Так, на основе действующего Закона о концессии невозможно составить договор с компанией аналогично Кумторскому проекту. Этот закон со дня принятия не позволил в КР запустить вообще ни одного проекта на концессионной основе. Поэтому до принятия нового законодательства о концессии может использоваться путь с заключением Соглашения о концессии с последующей ратификацией в парламенте.

Для всех месторождений, приведенных для примера выше, действует «Закон о недрах» и окружающее законодательство. Думается, что наше существующее законодательство — один из основных факторов, который не позволяет реально ускоренно вовлечь в эксплуатацию эти месторождения. В этой связи предлагается предоставить выбор самим компаниям (до принятия нового закона о концессии) между действующим законодательством и переходом к концессионным условиям на условии прямой договоренности.

Концессия исключает вмешательство государственных структур и чиновников разного ранга в деятельность проекта, а также переводит решение споров по проектам в международную юрисдикцию. Очевидно, что решение только этих вопросов новым соглашением позволит ряду компаний из источников финансирования принять окончательное решение о начале финансирования проектов, так как последний будет защищен от волюнтаризма и некомпетентности с нашей стороны.

Начиная с 2008 года от лицензирования на право пользования недрами в бюджет страны поступило более 300 млн сомов, в том числе в виде бонусов и разовых платежей (но не считая роялти, это налог за пользование недрами и уплачивается по объему извлеченного полезного ископаемого). Механизм требует дальнейшей доработки, но в целом уже внедрен и функционирует вполне устойчиво. Расширение этого института может принести стране многие миллиарды сомов.

— налоги и отчисления;

Для проектов, переходящих на новые условия, концессионные, самим соглашением описывается налоговый режим. Он может быть в соответствии с действующим Налоговым кодексом или на основе принятых параметров от валового дохода. Это должно определяться только проектом на разработку и договоренностью сторон. В любом случае, КР может при переговорах учесть плату за природные ресурсы, как это сделано в проекте Кумтор. Взамен концессия может получить международную юрисдикцию защиты инвестиций, что может быть очень привлекательным для инвестора.

Во всяком случае, привязка к валовому доходу позволяет получить преференции по налогам и отчислениям на период строительства рудника и фабрики, т.е. бездоходный период. И второе, что необходимо учесть, это сниженный налоговый режим на период окупаемости первичных капитальных вложений. Собственно последнее есть в действующем Налоговом кодексе в виде 50% годовой амортизации.

Расчеты возможных налогов, их уровня от валового дохода могут проводиться уже на стадии составления ТЭО и корректироваться на стадии горного проекта.

Отметим, что в существующих условиях законодательства и реальностей влияния коррупционной составляющей необходимо отказаться от такого понятия как доля собственности КР в горном проекте. Это путь, который приводит к дальнейшему генерированию коррупции отраслевых и высших чиновников. Достаточно вспомнить, что доля собственности КР в проекте Кумтор до 2004 года составляла 70%, что не принесло в доход государства ничего ровным счетом. Те же 40% доли собственности в проектах Джеруй и Талдыбулак Левобережный, кроме отчислений в АО «Кыргызалтын» (управляющий пакетом собственности КР в проектах) не помогли сдвинуть проекты с мертвой точки. Нет сомнения, что даже если бы проекты и реализовались, то страна не получила бы от 40% доли в проекте никаких дополнительных доходов.

Доля собственности в проектах в нашей стране — это всегда возможность чиновников управленцев, вмешиваться в проект, но не в целях получения дохода для страны. Но это тема для отдельной публикации.

— акции и разовые платежи;

Частью платежей за природные ресурсы могли бы быть передача оговоренной части акций в собственность КР. Или этот платеж может быть установлен в виде разового платежа.

Для примера можно предложить следующие факты. В 2009 году — начале 2010 года при проведении отбора компаний на право пользования недрами на концессионных условиях, в частности Джеруй, одним из условий были разовые платежи в денежной форме или акциями. Предложения были разные, но максимальный платеж за 100% долю собственности права пользования месторождением Джеруй достигла $180 млн. Был и ряд меньших предложений — от 90 до 150 млн долларов США.

За такой же конкурс по Тереккану максимальное предложение было в $50 млн. Гипотетическое рассмотрение проекта Талдыбулак Левобережный предлагалось до $150млн.

Напомним, что цена на золото была на уровне около 1000 долларов за унцию. Против современных 1350-1400. Поэтому в настоящее время возможны и более высокие разовые платежи.

Многие, особенно крупные горные проекты эксплуатируются публичными компаниями, которые котируются на существующих сырьевых биржах, поэтому часть предложений была в акциях.

Инструментарий, который планировался и предлагается, состоит в следующем. При переходе на концессию платежи налогов и отчислений выполняются от валового дохода. Вполне возможен случай, когда валовые доходы будут низки. Это связано как с ценой на золото, так и возможными осложнениями горно-геологических или технологических условий разработки месторождения. К тому же по концессионным условиям КР не может диктовать темпы производства. В этой связи разовые платежи позволяют запустить деньги в реальную экономику страны. И в случае задержки начала эксплуатации получать экономический эффект от природного ресурса (недр) вне связи с разработкой месторождения, что позволяет развиваться стране и еще и сберечь экологические условия.

Подобным образом при новых конкурсах и переходе на концессионные условия возможно собрать до 2 млрд долларов в фонды развития экономики страны, учитывая месторождения всех отраслей полезных ископаемых.

— местные сообщества;

Местные сообщества могли бы принимать участие в организации переговоров или конкурсов на концессионной основе. И применяя механизмы определения отчислений в местный областной социальный фонд (в виде 1% налоговых отчислений), обеспечивать прозрачность проекта для области. Также отчисления за загрязнение окружающей среды, фонды рекультивации, численности местных работников в проекте и т.д.

Это может позволить наладить взаимоотношения по проблемным вопросам между субъектами концессии — государством, инвестором и местным сообществом.

— макроэкономические эффекты;

Только учитывая вовлечение в разработку приведенных месторождений, ожидается значительный всплеск макроэкономичеких показателей страны.

— ВВП. По показателям производства продукции каждая тонна произведенного золота может увеличить таковой показатель на половину процента. Или достижение приведенной выше годовой производительности дает рост на 15-20%. Мы говорим только о некоторых подготовленных к эксплуатации золоторудных месторождениях. Они могут составить до 65% производства горного сектора в целом.

— Торговый баланс, платежный баланс может возрасти до 2 раз.

— Оставленная стоимость может возрасти от современных $180 млн в два раза.

— Про бюджетные возможности мы уже говорили, это порядка 11-12 млрд сомов ежегодно.

— Рабочие места, включая опосредованные, могут увеличиться на 15-18 тыс. высокооплачиваемых мест.

— Вовлечение в экономику возможных разовых платежей, около $2 млрд, включая $1,7 млрд от акций «Центерры», могут оказаться теми ресурсами, которых так не хватало стране для ускоренного развития.

4. Возможности для решения некоторых проблем бюджета и социальной сферы

Увеличение бюджета — один из основных путей решения проблем социально-экономического кризиса как на республиканском уровне, так и на местном. Вторым и основным в сложившихся условиях может быть доход от разовых отчислений. Учитывая, что на международном рынке можно только от акций «Центерры» в настоящее время зарабатывать до 5-6% годовых, что составляет до 5 млрд сомов в год, а с учетом вышеописанных перспектив и от суммы уже в $3 млрд, ежегодный доход может возрасти в два раза.

Для примера приведем некоторые инструменты работы с акциями «Центерры»:

1. Обобщенный вариант – продажа акций.

В этом случае встают следующие вопросы. Первый, при продаже акций возможно падение котировок, т.е. вполне возможно получить гораздо меньше достигнутой стоимости акций. Падение же цены — вполне прогнозируемый вариант в связи с тем, что проект «Центерра» по сырьевым возможностям на 70-80% привязан к месторождению Кумтор. И выход правительства из проекта может вызвать недоверие к акциям со стороны мажоритарных инвесторов. Второй, не канут ли в Лету, вырученные от продажи акций средства, аналогично тем $2,8 млрд, которые и формируют современный долг страны? В настоящее время слишком много проблем в социально-экономической сфере при отсутствии института, центра экономического развития, механизмов внутреннего инвестирования и возвратности. Проще говоря, в какие сферы можно инвестировать эти средства для получения финансовой, общеэкономической отдачи?

2. Второй вариант – управление акциями.

Использование пакета акций для привлечения финансирования (к примеру РЕПО), которое может быть использовано для краткосрочных или долгосрочных возмездных размещений привлеченных таким образом денежных средств с выплатой КР дохода от такого размещения.

Здесь необходимо учитывать, что запасы Кумтора небесконечны и даже переход к подземной разработке приведет к снижению рентабельности, что, в свою очередь, может сказаться на стоимости акций. В этой связи есть путь превращения компании «Центерра» в национальную компанию путем получение полного контроля над компанией Centerra Gold Ink с целью использования дохода от хозяйственной деятельности этой компании (к примеру с операций по продаже золота и серебра, дивидендная политика и т.д.).

Возможно и наращивание активов «Центерры» путем передачи новых активов. К примеру, Джеруй. Это позволит по предварительным оценкам увеличить капитализацию компании на сумму не менее $200 млн, которые КР может получить в виде дополнительной эмиссии акций в указанных параметрах, что в свою очередь приведет к росту пакета акций страны и соответствующей управленческой модели.

Развитие компании возможно и в дальнейшем с использованием механизмов слияний и поглощений. В идеале компания может стать транснациональной по форме и национальной по сути. С получением отдачи от управления акциями, хозяйственной деятельности и продажи акций.

5. Примерные конкурсные условия по проектам Джеруй и Тоголок

В настоящее время эти два объекта находятся в распоряжении Правительства КР. В целях ускорения вовлечения месторождений в разработку и увеличение отдачи от ресурса недр для экономики Кыргызстана условия конкурса могли бы, в основе, выглядеть следующим образом:

• в концессию передается 100% право пользования недрами на месторождении Джеруй (Тоголок);

• концессия свободна от обязательств, не оговоренных в концессионном соглашении;

• концессия свободна для реализации третьим лицам без возможности изменения концессионных условий описанных соглашением о концессии;

• споры, которые могут возникнуть по концессионному договору, разрешаются в юрисдикции, указанной в договоре. Юрисдикция рассмотрения споров может быть изменена только по обоюдному согласию сторон договора;

Основными пунктами концессии является:

— разовая выплата в $180 млн (Тоголок — $30 млн);

— налоговый режим – 13% от валового дохода от стоимости реализованного продукта на Лондонской сырьевой бирже;

— 1% от валового дохода в социальный фонд Таласской области (Тоголок – Иссык-Кульской);

— выплаты подоходного налога и отчислений в социальный фонд производятся в соответствии с действующим законодательством;

— установленные платежи за загрязнение окружающей среды $150 тыс. в год (Тоголок — $20 тыс.);

— оплата налогов и отчислений за поставки товаров и услуг местных компаний производятся в соответствии с действующим налоговым режимом;

— освобождение от таможенных пошлин;

— победитель определяется по максимально предложенным параметрам концессионного соглашения.

6. Законопроекты и нормативные акты

Первые законопроекты (проекты законов о недрах, о концессии, о горной концессии, соглашение о разделе продукции, поправки в Налоговый кодекс, поправки в Земельный кодекс, положение о бонусах, положение о роялти) были подготовлены еще в 2008-2009 годах. В настоящее время законопроекты снова обсуждались в рамках работы технического правительства. Часть нормативных актов разработана и утверждена в 2009 году, проекты законов и положений находятся на сайте Министерства природных ресурсов и с ними можно ознакомиться по ссылке.

Остальные более 50 законопроектов и нормативных актов готовятся и будут обнародованы для обсуждения позже в соответствии с принятыми проектами, перечисленными выше.

Тем не менее, часть объектов может вовлекаться в эксплуатацию уже в настоящее время на основе принятого в виде закона «Соглашения о концессии». Для этого есть апробированный инструмент в виде серии соглашений по проекту Кумтор.

2011-01-26 17:47:03

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба