Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

День 26 Января: Бюджетное напряжение

Дата: 26 января 2011 в 19:20 Категория: Новости экономики

CA-NEWS (KG) — Правительство приняло проект закона «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2011 год и прогнозе на 2012-2013 годы». Согласно ему, доходная часть республиканского бюджета на 2011 год составит 67 млрд 370 млн 552,9 тыс. сомов, а расходная — 88 млрд 627 млн 934,6 тыс. сомов (включая грантовые средства в рамках бюджета развития в сумме 7 млрд 949 млн 860,8 тыс. сомов).

Этот проект бюджета отличается от первого проекта: доходы повысились на 6,25 млрд сомов, а расходы почти на 11 млрд. сомов. Дефицит бюджета составит 21 млрд 257 млн 381,7 тыс. сомов, что тоже больше первоначального проекта. Грантовые средства в рамках бюджета заложены в сумме 7 млрд 949 млн 860,8 тыс. сомов. Иными словами, как правительство обещало увеличить бюджет, так и оно сделало.

Чтобы иметь общее преставление о бюджете, сравним его объем с соседней Республикой Таджикистан. Расходная часть нашего бюджета меньше таджикского на 4,7 млрд. сомов (100 млн. Долларов), а доходная — на 21,3 млрд. сомов (450 млн. долларов).

По словам министра экономического регулирования Учкунбека Ташбаева, дополнительные 10 млрд. сомов надеются получить у государственной налоговой службы — 2 млрд сомов, у государственной таможенной службы — 2,5 млрд сомов, министерства государственного имущества — 4,2 млрд сомов; у министерства природных ресурсов — 853 млн сомов и т.д.

При этом не следует забывать, что заработная плата бюджетников начнется подниматься в мае, как и пенсии. Может так случиться, что уже осенью в казне ничего не будет (а там еще и президентские выборы). Не стоит сомневаться, что при любой политической дестабилизации, запланированные доходы в бюджет вряд ли соберут.

Видимо, по этой причине правительство будет стараться не делать резких шагов, вроде реформ правоохранительных органов, наступление на коррупцию и т.д. Поэтому все события будут разворачиваться в тех секторах, кому спустили план по сбору денег в бюджет. Задача для них сложная, без реформ не обойтись.

Цифры в бюджете также говорят, что премьер-министр Алмазбек Атамбаев пошел на риск и взял на себя политическую ответственность. На кону не только его политическое выживание, но и вектор развития страны на ближайшие годы.

Лидер «Ар-Намыса» Феликс Кулов опять дал пресс-конференцию, и опять на ту же темы – коррупция. Теперь он предлагает создать в парламенте трибунал Казыят — нелегитимный орган для морального осуждения коррупционеров. Если брать во внимание масштабы коррупции, можно предположить, что у Казыята не будет хватать времени физически. Придется тогда действовать выборочно, наговаривать на не понравившегося чиновника. Но если будешь вести себя хорошо после порицания, Казыят может тебя «обелить». Отличный инструмент для «охоты на ведьм», поэтому нереализумый. Ну зато хоть пиар есть.

Также он предлагает перекроить Конституцию. Первое, сделать парламент двухпалатным. Второе, отдать функции формирования вертикали исполнительной власти в руки президента. По идее, полномочия президента назначать губернаторов, акимов и мэров должно придать стабильность. Проблема только в том, что через это мы уже проходили, как и через двухпалатный парламент.

С другой стороны, политические шаги Кулова напоминает инициативу Адахана Мадумарова о легализации Народного Курултая. Видимо, оба уже давно решили принять участие в президентских выборах. В этом контексте все понятно...

Депутаты «Ата Мекена» считают неправильным присвоение имени В.Путина горной вершине. Во-первых, для этого существуют юридические препятствия – географические названия присваиваются заслуженным государственным, общественным деятелям посмертно. Сделано это было в целях обуздать волну переименований, когда за пару сотен долларов можно было назвать безымянную улицу в родном селе хоть в честь любовницы.

У депутатов фракции также есть и другие причины. Обидно, когда лидера партии показывают по российскому каналу в самом плохом цвете. Кроме того, выясняется, что у вершины горы есть историческое имя «Жарташ». Кому-то явно выбила память и достоинство. Помнится, Чынгыз Айтматов об этом писал...

В столице Ирландии сотрудники Интерпола задержали бывшего министра энергетики Сапарбека Балкибекова. Тот самый, который решил отключать электроэнергию населению летом и которого К.Бакиев отругал, снял с должности министра энергетики, но на следующий день назначил главным в «Электрических станциях» (оказался незаменимым человеком для схем). Главное теперь, чтоб он не остался в Ирландии под подписку о невыезде.

Однако экономические показатели «Электрических станций» указывают, что незаменимых людей не бывает. ОАО удалось выбить из бюджета 326 млн сомов. Депутат Азамат Арапбаев уверяет, что естественный монополист не обосновал выделение этой суммы. До этого министр энергетики Шадиев заявлял, на ремонт «Камбар-Ата-2» нужно 650 млн. сомов, и 130 млн. сомов незамедлительно. Приходится догадываться: или новая ГЭС действительно в аварийном состоянии, или это очередная схема ОАО...

В парламенте все непредсказуемо. Единственное, что предсказуемо, так это устоявшийся процесс, когда все депутаты говорят о необходимости сократить расходы на свои привилегии, а на деле происходит наоборот. В проекте бюджета на 2011 год на содержание парламента заложено 561 млн сомов. Огромная цифра для бедной страны...

За 12 месяцев 2010 года на автодорогах и улицах зарегистрировано 4402 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 985 и 6192 человека получили телесные повреждения. Ежегодно на дорогах страны мы имеем количество жертв в два раза больше, чем при межнациональном конфликте на юге страны. Кого это волнует? Никого...

Представителями Международной независимой комиссии по изучению причин произошедших трагических событий на юге Кыргызстана встретились с президентом страны. По всей видимости, комиссия передала свой отчет на ознакомление руководству страны. После получения комментария к выводам и рекомендациям отчета, комиссия обнародует его.

Комиссия была уполномочена исследовать факты и обстоятельства событий, квалифицировать нарушения и преступления в соответствии с международным правом, определить ответственность и, по возможности, установить ответственных, предоставить рекомендации.

Руководила группой экспертов эксперт исследовательского центра в английском университете Анна Матвеева, которая была в зоне конфликта до его непосредственного начала, так и после. Посмотрим на ее работу «Кризис в Кыргызстане: Перманентная революция и проклятие национализма», которую она опубликовала в сентябре 2010 года на страницах Центра изучения государств в кризисе (Лондон).

Несомненно, это хорошая попытка политолога применить природу западного государства к Кыргызстане и выяснить причины кризиса. Однако есть эксперты, которые выдвигают гипотезу, затем подгоняют факты под свои гипотезы. Если факты совершенно нельзя опровергнуть, тогда они замалчиваются. Вероятно, А.Матвеева относится именно к таким экспертам. В основе ее объяснений межэтнического конфликта стал только кыргызский национализм, «распространенный среди южной группы». Поэтому, по ее словам, события в Маевке это чистой воды национализм, и не имеет никакого отношения к переделу собственности. События вечера 10 июня 2010 года в Оше в 33-страничной работе вообще не упоминаются. «Конфликт начался 10 июня в Оше, из-за спора между группами кыргызской и узбекской молодежи в казино. К утру город был в огне и правительство его не контролировало», — пишет она. То, что погромы были начаты с кыргызских кварталов города, то это никак не вписывается в гипотезу о кыргызском национализме, поэтому этот факт она предпочла пропустить (примерно в таком же русле писал Хьюман райтс Вотч в августовском докладе, но через месяц доклад переделали и добавили три предложения о событиях вечера 10 июня).

В заключении Анна Матвеева пишет, что она не понимает, почему граждане страны продолжают подчиняться слабому правительству со спорной легитимностью, которую они могут прогнать. Это непонимание нельзя объяснить с точки зрения природы западного государства, как и нельзя объяснить, что национализм был главной причиной межнационального конфликта на юге страны.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба