Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Иконы и в Африке иконы

Дата: 26 января 2011 в 20:00

Иконы и в Африке иконы

В Москве открылось новое здание и постоянная экспозиция частного Музея русской иконы. В особняке на Гончарной улице расположилась коллекция Михаила Абрамова – одна из крупнейших в России.

Мода на собирательство произведений древнерусского искусства существует не меньше полутора столетий – и конца ей не видно. Во всяком случае, можно смело говорить о новой генерации коллекционеров, которые пришли к этому увлечению уже в постсоветский период. А если обратиться к конкретному случаю с представителем строительного бизнеса Михаилом Абрамовым, то его собирательский стаж и вовсе невелик – лет шесть от силы.

Однако за дело он взялся столь рьяно, что обошел на вираже многих коллег и конкурентов.

В отличие от них, Абрамов изначально нацеливался на создание собственного музея икон – и вот мечта сбылась. Вернее, сейчас она сбылась в наиболее оптимальном виде. Коллекция прежде обитала в бизнес-центре «Верейская Плаза», и называть то помещение музеем можно было с определенной натяжкой. Нынешнее же пространство никаких нареканий ни у кого не вызовет. После внушительной реконструкции, объединившей два здания (из-за чего музей внутри оказывается гораздо большего размера, чем можно подумать, глядя на фасад), здесь хватает места для показа если не всей коллекции, то существенной ее части.

К тому же устроители не ограничились только демонстрацией икон и различной богослужебной утвари, но еще и сочинили несколько инсталляций, претендующих на интерактивность.

Скажем, в одном из залов имитирована иконописная мастерская, снабженная старинными атрибутами ремесла. А на другом этаже обнаружится подлинная старообрядческая молельня – это бревенчатое строение было вывезено из деревеньки Бухолово, что под Вышним Волочком, и встроено прямо в музейный интерьер.

Что касается самих экспонатов, то некоторое их число фигурировало около трех лет назад на выставке «Возвращенное достояние» в Третьяковской галерее. Правда, там коллекционер представлял лишь те иконы и богослужебные предметы, которые благодаря его усилиям и финансовым затратам вернулись в Россию из-за границы. Нынешний формат позволяет показать гораздо больше – в том числе и вещи, приобретенные внутри страны. Например, хозяева не без оснований гордятся произведениями из бывшей коллекции петербуржского собирателя Виктора Самсонова (кстати, тот когда-то тоже пытался учредить в городе на Неве подобный музей, но не вышло).

Главным хитом в этой подборке следует считать икону «Богоматерь Одигитрия» кисти прославленного изографа Симона Ушакова.

Памятники русского православия (не только иконы, но и литургическое серебро, деревянные скульптуры, вышитые «воздухи» и т.п.) занимают в экспозиции основное место, однако есть тут и кое-что поэкзотичнее. Речь даже не о византийских предметах или о резном греческом иконостасе – понятно, что подобные экспонаты к русской традиции примыкают довольно органично. А вот православие по-эфиопски – это, согласитесь, ход весьма оригинальный. Большую коллекцию христианского искусства, происходящую из Северо-Восточной Африки, музей приобрел недавно в Германии.

Так что наряду с отечественными раритетами в залах можно найти также эфиопские кресты, религиозные книги и произведения мелкой пластики.

Нельзя сказать, что частный музей икон – явление совсем уж беспрецедентное. Подобные случаи известны, но лишь в России дореволюционной. Помянуть хотя бы коллекцию Ильи Остроухова, которая была доступна для посещения вплоть до начала 1920-х годов. Позднее, понятное дело, «частников» из этой сферы попросили удалиться. Да и в государственных музеях древнерусские фонды долгое время пополнялись почти тайком, главным образом благодаря энтузиазму отдельных сотрудников. Впрочем, начиная с эпохи оттепели, интерес к наследию у нас возгорелся снова, но тогда этот интерес был чреват разными неприятными последствиями – вплоть до уголовного преследования. По сути, появление нынешнего музея – важный шаг на пути окончательной легализации (не только с позиций права, но и с «обывательской» точки зрения) данной сферы арт-бизнеса.

Как раз желая продемонстрировать высокую степень добропорядочности, на пресс-конференции музейщики объявили о передаче музею-заповеднику «Ростовский Кремль» деревянного запрестольного креста XVI века, который был похищен оттуда в середине 90-х.

Собственно говоря, украдено было много чего – аж три с половиной сотни старинных предметов.

Злоумышленников так и не поймали, из похищенного практически ничего не нашли. Но вот одна уникальная вещица все-таки всплыла, причем неожиданно. Минувшей осенью в некой немецкой коллекции сотрудники музея высмотрели уникальный резной крест и совсем было собрались его приобрести, как вдруг обнаружили сей раритет в списке разыскиваемых ценностей. В итоге приняли решение экспонат все-таки выкупить и вернуть прежнему владельцу. Ростовские искусствоведы обрадованы неимоверно, поскольку сей крест был для них предметом особой гордости.

Судя по размаху площадей и качеству экспозиции, музей вынашивает амбициозные планы на будущее.

Во всяком случае, здесь намерены и дальше сотрудничать с ведущими экспертами по древнерусскому искусству, выпускать книги по этой теме и отыскивать новые перлы для коллекции. Надо полагать, что если уж недавний экономический кризис мало помешал реализации проекта, то и в дальнейшем особых препятствий для развития не возникнет. Если, конечно, сам господин Абрамов к своему детищу почему-нибудь не охладеет. Пока таких признаков совершенно не видно.

По сообщению сайта Газета.ru