Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Дизель подорожал до расследования

Дата: 26 января 2011 в 21:40 Категория: Новости экономики

Дизель подорожал до расследования

Федеральная антимонопольная служба собирает материалы по факту резкого скачка цен на дизельное топливо. Ведомство видит основания для старта расследования в отношении нефтяных компаний. К расследованию может подключиться ФСФР.

«Я считаю, что есть предмет дела, бесспорный», – заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на «правительственном часе» в Госдуме, где, в частности, обсуждался стремительный рост цен на дизельное топливо.

Чиновник признал, что «у ряда министерств иное мнение» (например, расчеты ФАС и Минэнерго расходятся – «Газета.Ru»), и окончательное решение о возбуждении антимонопольного дела ФАС примет в конце следующей недели. По словам Артемьева, антимонопольная служба пока не завершила анализ ситуации, и хочет, чтобы решение было «более аргументированным, так как его нужно будет доказывать в суде».

О проблемах с дизелем ФАС начала говорить еще в конце прошлого года – тогда Артемьев отмечал, что компании сократили выпуск топлива, и цены из-за этого начали резко расти.

В середине ноября 2010, по данным Московской топливной ассоциации, литр дизельного топлива стоил 22,27 рублей, а в конце декабря – 24,67 рубля.

Сейчас цены продолжают расти быстрыми темпами – литр дизеля, по данным МТА, стоит 26,65 рубля.


Дорожают и другие виды топлива, но менее резко: АИ-92 с ноября подорожал с 25,71 рубля за литр до 27,04 рубля за литр.

Президент МТА Евгений Аркуша сетует на скачок оптовых цен на дизель.

«Розница всегда следует за оптом, а оптовые цены на дизель растут огромными темпами, значительно опережая другие виды топлива, – говорит Аркуша. – Маржинальная доходность розничной торговли дизелем составляет лишь 3-4%, в то время как тот же показатель по бензинам около 20%».

По данным исследовательско-аналитического центра «Кортес», с начала года оптовая цена зимнего дизеля выросла на 10% (средняя цена за тонну – 28 800 рублей). Бензин марки АИ-95 подорожал лишь на 2%, до 27 086 рублей за тонну.

Нефтяники успокаивают: резкий рост цен на дизель – временное явление. «ФАС всегда говорила, что биржевая торговля топливом послужит индикатором справедливых цен, но в декабре на Санкт-Петербургской бирже сложилась уникальная ситуация – цена тонны дизеля подскакивала до 30 000 рублей, это абсолютный исторический максимум, – рассказывают в «ЛУКойле». – На наших заводах отпускная цена примерно на 2000 рублей ниже».

Представитель «ЛУКойла» связывает рост цен, с тем, что в конце прошлого года на рынке сложился дефицит «зимнего дизеля» (дизельное топливо, содержащее значительную долю авиационного керосина, предохраняющего от замерзания). «В преддверии введения новых акцизов некоторые игроки рынка начали придерживать дизель, а некоторые – даже скупать, с тем, чтобы в новом году продать топливо дороже», – поясняют в компании. – Кроме того, технология производства зимнего дизеля не позволяет выпускать в тех же объемах, что и летний, что также сыграло свою роль в создании дефицита».

Соображения компании по поводу ценообразования на дизель были изложены «ЛУКойлом» ФАС. «Мы считаем, что нынешняя ситуация с ценами на дизель – временное явление, и к весне положение стабилизируется», – говорят в компании.

Пока цены продолжают расти, и отраслевые эксперты полагают, что виноваты в этом нефтяники. Исполнительный директор аналитического центра «Кортес» Павел Строков связывает рост стоимости зимнего дизеля с «рыночной конъюнктурой». «Отражением этой конъюнктуры является биржевая торговля, а на бирже с начала года средняя стоимость тонны дизеля выросла на 15%, – говорит эксперт. – Сейчас по дизельному топливу прослеживается ярко выраженный «рынок продавца», то есть нефтяных компаний».

Процесс продолжается, скептичен эксперт. «Покупатель готов платить высокую цену, – поясняет Строков. – Нефтяные компании продают топливо собственным сбытовым «дочкам», и для свободного рынка топлива остается достаточно малое количество». По мнению Строкова ситуация с дизелем изменится только после вмешательства ФАС.

Ведомство уже обратило внимание на биржевые торги, и не только по дизельному топливу. «Вызывает удивление опережающий рост цен на топливо на российских биржевых площадках по сравнению с динамикой мировых цен», – отметил Артемьев, добавив, что антимонопольная служба обратилась к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) с просьбой провести проверку обоснованности биржевых цен на нефтепродукты внутри России.

«Есть подозрение в злоупотреблении, что все это связано с манипуляциями на рынке и злоупотреблением доминирующим положением», – заявил Артемьев.

По сообщению сайта Газета.ru