Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Уличные вывески – зона, свободная и от внутренней цензуры?

Дата: 27 января 2011 в 10:00

Уличные вывески – зона, свободная и от внутренней цензуры?

Уличные вывески – зона, свободная и от внутренней цензуры?

 

Малыш шел по родному микрорайону и с удовольствием складывал в слова знакомые буквы. Сразу было видно, что человечек недавно одолел «Букварь».

– Су – ш –ня-к. Сушняк. Мама, а что это такое? – спросил он вдруг, осмысливая новое слово, только что обогатившее его лексику.

Не знаю, какое объяснение названия пивного бара было предпочтено, но и я тут же стала вчитываться во встречные вывески. А затем со свежими впечатлениями отправилась за комментариями к специалистам.

 

«Мегере» отказано

 

Первую консультацию решила получить в областном департаменте юстиции. Начальник отдела регистрации юридических лиц Айнур Кушкинбаева раскрыла Гражданский кодекс РК и пересказала две его статьи. Сначала сослалась на статью 38: «В наименовании юридического лица не допускается использование названий, противоречащих требованиям законодательства или нормам общественной морали; собственных имен лиц, если они не совпадают с именем участников либо если участники не получили разрешения этих лиц (их наследников) на использование собственного имени».

– То есть, если, к примеру, возникло желание назвать собственное ТОО «Асем», а меня зовут Айнур, то по закону я должна получить письменное разрешение у всех Асем на использование их имени, – терпеливо разъясняет собеседница. – Своим же именем я могу воспользоваться без проблем.

– Значит, невозможно использовать имя, взяв его с потолка, только потому, что оно по душе?

– Да. Другое дело, если это имя вашего ребенка, внука и т.д., то тогда к учредительным документам прилагаете свидетельство о рождении несовершеннолетнего; если это взрослый родственник, то его письменное согласие. Но таково требование к наименованиям юридических лиц, ТОО, АО. Но есть еще, как вы перечислили, магазины, пивбары, салоны красоты, которые в основном принадлежат индивидуальным предпринимателям. По их регистрации нужно обращаться в налоговое управление.

Тут же выяснилось, что в юстиции догадываются об одной уловке бизнесменов: если имя очень нравится, но нельзя его использовать, то, не признаваясь в своих предпочтениях, отождествляют имя с его значением. К примеру, раушан – это цветок. Человек настаивает на том, что именно цветок он подразумевает.

Затем в беседе была упомянута статья 1020 Гражданского кодекса РК. Она гласит: «Под определенным фирменным наименованием юридическое лицо включается в Государственный регистр юридических лиц». К примеру, это сеть магазинов «Анвар», «Дина». Третий пункт: «Не может быть использовано фирменное наименование, похожее на фирменное наименование уже зарегистрированного юридического лица настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц, а также введению в заблуждение относительно выпускаемых ими товаров или оказываемых услуг».

– Если уже есть салон красоты «Асель», то другой под тем же названием не открыть, но, к примеру, магазин, если это будет указано в наименовании, то можно, – комментирует Айнур Кушкинбаева.

Как выяснилось, на сегодня по области зарегистрировано 16 тысяч юридических лиц, из них действующих около 11 с половиной тысяч. Значит, и столько же наименований. Создающие собственное дело приходят в департамент юстиции и на вахте в специальном журнале оставляют свои предложения. Иногда и до двадцати вариантов. Еще им советуют самим заранее позаботиться о несовпадениях. Ведь в отделе регистрации юридических лиц работают всего шесть человек, они полностью обслуживают область. Конечно, есть еще и районные управления, но 99 процентов регистраций приходятся на областной центр. За 2010 год только первичной регистрации было 968, в 2009 – 1099.

– Если человек настаивает на своем желании, как выходите из такой ситуации?

– Такое предусмотрено законом. Мы объявляем перерыв, приостанавливаем процесс регистрации, сославшись на то, что юридическое лицо с таким наименованием в Казахстане уже зарегистрировано. Случаев, когда люди сильно настаивали на своем выборе, подавали в суд, не было. Иногда просто к желаемому слову добавляют другое – и получается иное наименование. К примеру, «Дана плюс». Если же юридическое лицо прекратило свое существование, то его название могут использовать другие предприниматели. Так как нет отождествления, как и предмета спора.

– Можете ли припомнить необычные эпизоды из своей практики?

– ТОО хотели назвать «Самовар», детский развлекательный центр – «Калякой-малякой», редко, но встречаются неблагозвучные слова, чуть ли не мат. Нужно учесть, что мы не филологи и не может все усмотреть.

– И чем оправдывают свой выбор?

– Хотят быть оригинальными, сейчас же это главное на рынке. Думают, к примеру, что «Мегера» привлечет клиентов.

– А можно назвать свое дело «Актобе»?

– Нет, это же название города, но можете назвать «Асель-Актобе», «Актобе-сервис», «Актобе-групп», только варианты.

– А «Казахстан»?

– Можно, но тогда к вам будет применяться особое налогообложение.

 

Были бы налоги

 

Тему продолжила в налоговом управлении по городу Актобе. Начальник центра по приему и обработке информации индивидуальных предпринимателей Камшат Байсанова подробно проинформировала о разновидностях индивидуального предпринимательства, о существующих льготах для них. Устную речь подкрепила памятками. Как выяснилось, индивидуальные предприниматели в основном предпочитают фамилии.

– Мы принимаем отчет у владельца, в декларации он указывает свои данные, а не наименование собственного магазина, к примеру. Наименования нас не касаются. Для нас самое главное – чтобы частный объект работал, чтобы отчеты поступали своевременно, чтобы регулярно в бюджет поступали налоги. Может, за этим следят другие уполномоченные органы. У нас регистрируется только объект. Бильярдная такая-то, находится по такому адресу, а почему она так названа, нас не интересует. На начало года у нас зарегистрировано 21 025 индивидуальных предпринимателей, в день в среднем регистрируется 10-15, – была категорична Камшат.

Столь же кратко отреагировала на вопрос журналиста и начальник городского отдела предпринимательства Анар Даржанова:

– Мы не имеем права вмешиваться в частный бизнес.

 

Свежак, не сушняк

 

Исчерпав список официальных органов, отправилась к психологу. Для затравки рассказала о «Сушняке». Оказалось, что у Ирины Гречки есть свой пример.

– «Свежак» и «Сушняк». Вот два подхода к ситуации. В том плане, что само название определяет философию задачи владельца собственного дела. По нему можно судить о личности человека, о его культурном уровне. Второй подход – это реклама. Ожидание, какую реакцию данное название вызывает у людей, – размышляет Ирина.

– Сопоставим. В первом случае видно, что предприниматель предоставляет клиенту качественный, свежий товар. Во всяком случае настроен на это. Можем предположить позитивность личности, которая открывает заведение. Подсознание подсказывает, что «Сушняк» открыл человек, сам страдающий или переживший эту проблему изнутри, иначе как бы выдал такую информацию. То есть это говорит о психологии данной личности. Получается, он хочет облегчить жизнь себе подобным.

– На людей действуют не только названия, но и цвета, использованные для оформления вывески. Магазины «Энергия» и «Электросила», не сговариваясь, используют красный цвет, цвет мощной энергии. Чисто красный говорит о гипертрофированности, нескоординированной, необузданной энергии. Но добавление белого немного нейтрализует эффект, синего – гармонизирует. К тому же контраст цветов привлекателен, – немного отвлекается от темы психолог.

Кстати, ее кабинет называется «Томирис».

 – Это моя личная фантазия, отражающая мою личность. Привлекли сила и мудрость сакской царицы. Здесь больше не реклама, потому что основная масса людей, оказывается, не знает о ней. Самое интересное, что казахи чаще интересуются, кто это? Значит, в этом заложен элемент просветительства.

Предпочтения собственных имен в названиях психолог объяснила тем, что люди не хотят мудрствовать, не хотят сильно изощряться. Это не мания величия, а сниженная креативность.

– Может, в этом желание самоутвердиться?

– Если человек открывает свое дело, он уже имеет сильный темперамент, однозначно экстраверт. Восхищает соединение букв, когда в результате появляется смысл: «Виагра» – ВИА Гра. В этом творческий поиск. Нужно думать о философии компании, об энергетике, по какому пути идет предприятие, по позитивному или негативному?

– А что бы вы назвали «Мегерой»? Олицетворение зависти и гнева, всегда изображаемое в виде ужасной женщины со змеями вместо волос, с оскаленными зубами и бичом в руках?

Поразмыслив, Ирина предположила, что это мог бы быть магазин посуды.

А на улице у меня появился новый повод для удивления – китайский иероглиф вместо названия. Отправила снимок с вывеской в китайскую компанию, там перевели: магазин. Получилось, что одно и то же слово написано в трех вариантах, а названия как такового нет.

Случайно подслушанная беседа первоклассника с матерью обернулась тем, что соприкоснулась с проблемой, до решения которой пока у общества не доходят руки. И если крупный, малый и средний бизнес можно просеивать в ходе юридической регистрации, не вдаваясь в правильность написания слов, то индивидуальные предприниматели предоставлены сами себе. Какие их предпочтения мы видим на каждом шагу? И не дай бог, кто-то похулиганит ради привлечения клиентуры словами, списанными с заборов. Сегодня все возможно. Ведь меняют на свой лад названия районов. Год назад «Литер» писал о Кобдинском районе – и ничего. Продолжим список нелепостей?

Жанат СИСЕКЕНОВА, Актобе

 

По сообщению сайта Zakon.kz