Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Кумтор – проект, в котором сохранен баланс интересов государства, инвестора и местных сообществ

Дата: 27 января 2011 в 10:40 Категория: Новости политики

CA-NEWS (KG)

Фонд содействия реформам в горной отрасли

Горные проекты подвергаются критике с разных сторон, так как нет устоявшихся правил и понимания справедливости проектов для Кыргызстана, и нет закрепленных правил с пониманием баланса интересов инвестора, государства и местных сообществ. Проект Кумтор – единственный проект, реализованный в КР в горнодобывающей сфере, который на сегодняшний день не вызывает серьезную критику. Последнее, очевидно, связанно с условиями соглашения, устраивающими все стороны проекта, особенно после подписания соглашения по новым условиям, где разделены и закреплены экономические интересы всех сторон. На примере проекта Кумтор в публичной компании мы видим, что государство и инвестор могут установить экономические и организационные взаимоотношения в экономическом проекте. Общая и весьма приблизительная оценка по стоимости сырья составляет около $572 млрд в текущих ценах. Оцененные запасы и гораздо больше прогнозные ресурсы, возможно, с ростом уровня технологий добычи и переработки, а также цен на сырье будут использоваться многими поколениями нашей страны. Отметим, что для добычи этих ресурсов необходимы финансовые средства на уровне около 75% от приведенной оценки. Это так называемые капитальные и эксплуатационные затраты. Для средних месторождений подобные вложения составляют сотни миллионов. Таких средств в распоряжении Кыргызстана нет, и в обозримом будущем не предусматривается. Не говоря о том, что для горного проекта требуются специалисты высоких квалификаций, которых в настоящее время в стране тоже недостаток. Нет и современных знаний, технологий и, главное, опыта.

Остается необходимость привлекать иностранные инвестиции и готовить, развивать собственную финансовую, технологическую и кадровую базу.

Для использования этих ресурсов нужна воля, желание и здравый смысл. Для этого, в первую очередь, необходима реформа законодательства в сфере недропользования и не только. Но эта потребность реформирования отрасли, да и других отраслей сталкивается с тотальным недоверием значительной части нашего населения и, как следствие, политическими силами различного характера.

Вопрос развития экономики страны за счет ускоренного вовлечения активов недр в оборот сдерживается, исходя из непонимания некоторых экономических категорий рыночной экономики: это оценка стоимости недр, стоимость природной ренты в полезных ископаемых и распределение прибыли от эксплуатации недр.

Большим заблуждением является отождествление оценочной стоимости полезных ископаемых в недрах со стоимостью добытых и переработанных полезных ископаемых на сырьевых рынках. Разница между ними состоит в затратах на их добычу и переработку, плюс затраты на налоги и платежи государству-владельцу недр. В итоге прибыльная составляющая может быть от значений минус до первых процентов или десятков процентов. Причем на первых этапах окупаемости первичных капитальных затрат прибыли всегда нет.

Кроме того, горные проекты подвергаются критике с разных сторон, так как нет устоявшихся правил и нет понимания справедливости проекта для КР, скорее нет закрепленных правил с пониманием баланса интересов инвестора, государства и местных сообществ. Проект Кумтор – единственный проект, реализованный в КР в горнодобывающей сфере, который на сегодняшний день мог бы вызывать серьезную критику. Последнее, очевидно, связанно с условиями соглашения, устраивающими все стороны проекта, особенно после подписания соглашения по новым условиям, где разделены и закреплены экономические интересы всех сторон.

Опыт проекта Кумтор и имеющийся инструментарий

1. Месторождение Кумтор

По результатам детальной разведки запасы и прогнозные ресурсы Центрального участка месторождения составляли 716 тонн золота, в том числе для карьерной отработки – 316, 6 тонны при среднем содержании 4,3 г/т. Геологические запасы и прогнозные ресурсы золота остальных участков рудного поля оценивались в 230-300 тонн. Погашено запасов — более 300 тонн золота. За годы работы рудника Кумтор произведено 235т золота.

Кроме карьерных запасов подсчитаны геологические запасы для подземной отработки, которые при бортовом содержании 3 г/т составляют 110,1 тонны золота при среднем содержании 6,24 г/т. На Центральном участке ниже горизонта разведки имеются еще не оцененные запасы и прогнозные ресурсы (С2+Р1) в количестве 268,6 тонны золота. Для отработки подземных запасов с 2008 году ведется проходка подземных горных выработок, которые будут вначале использоваться как разведочные, а затем как эксплуатационные.

На двух других участках Кумторского рудного поля (Юго-Западный и Сарытор) по результатам разведочных работ подсчитаны запасы золота для открытой разработки в количестве 17,6 тонны и для подземной – около 20 тонн. На участке Юго-Западный карьерные запасы почти отработаны (остаток на 01.01.2008 г – 1,1 тонны). Начало добычных работ на участке Сарытор (карьерные запасы 8,4 т золота) могут быть начаты в ближайшее время.

Карьерные запасы Кумтора достаточны для разработки на период до 2013-14 гг., в связи с ростом цен на золото проводится переоценка карьерных запасов. Это приведет к переводу части запасов дополнительно в карьерные и сроки работы карьера могут быть увеличены на один-два года. Этот пункт важен с точки зрения оценки стоимости акций, которые зависят от производительности рудника, так как подземная отработка более трудоемкая и затратная. Затраты при подземной разработки более значимые и могут значительно сказаться на стоимости акций после указанного периода, особенно при снижении производства. Аналогично и налоговые отчисления, и макроэкономический эффект от проекта.

2. Общие концессионные условия

Соглашение о новых условиях 2009г. значительно изменило законодательные и реальные факты функционирования этого горного проекта. Этими соглашениями, принятыми в виде закона, описываются условия концессионных отношений КР и компании «Центерра».

По сути, этот Закон о ратификации Соглашения о новых условиях регулирует все стороны деятельности проекта Кумтор и возможных новых проектов на территории КР прямым образом. Все условия, которые могут возникнуть в законодательной сфере, стабилизируются для концессионера. Т.е. не могут применяться никакие новые нормы и положения, принятые после 2009г., кроме норм охраны природных ресурсов, охраны труда и промышленной безопасности.

Основными пунктами концессионного Соглашения является следующее:

• Стабильность налогов и отчислений. Установлены твердые и неизменные правила налогообложения. Налоги и отчисления привязаны к производственной деятельности проекта;

• Разовый платеж в счет доли участия КР в компании (сюда входит не только проект Кумтор). КР в акциях владеет 33%;

• Определены параметры охраны окружающей среды, причем оплата в $310 тыс. является закрепленной. Причем новые нормы охраны окружающей среды применимы и обязательны для исполнения;

• Закреплена юрисдикция споров. В случае их возникновения, споры разрешаются международным арбитражем;

• Установлены обязательные вложения в расширение минерально-сырьевой базы проекта — создание и приобретение новых активов и ресурсов — в размере 4% от валового дохода.

Стабильность законодательства по отношению к проекту сразу же принесла устойчивость в производственной и финансовой деятельности проекта. Когда рост цен на золото на мировом рынке влечет за собой стабильную добычу, пропорциональную росту цен на золото, росту капитальных и эксплуатационных затрат, естественно, и соответствующий рост платежей и отчислений, а так же оставленной стоимости. Для иллюстрации достаточно посмотреть на нижеприведенные диаграммы.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба