Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Слепое горючее: цены на топливо не видят границ

Дата: 27 января 2011 в 11:10

p style=text-align: justify;Экономисты наперебой твердят о пагубных последствиях данного шага./p Тушим огонь бензином p style=text-align: justify;Напомним, еще в начале года Министерство энергетики и угольной промышленности Украины инициировало введение антидемпинговых пошлин, независимо от направления импорта, на уровне 130 евро/тонна для бензина и 80 евро/тонна — для дизтоплива./pp style=text-align: justify;Как рассказал в интервью laquo;a href=/ target=_blank title=Аргументы и ФактыАиФ/araquo; директор консалтинговой группы laquo;А-95raquo; Сергей Куюн, для такой заградительной пошлины недостаточно оснований и аргументации, да и время не совсем подходящее:/pp style=text-align: justify; — В условиях, когда даже в странах-экспортерах нефти нарастает недовольство повышением цен на топливо, нам, импортерам, вообще должно быть не сладко. Акцизный сбор на горючее, который ввели с начала 2011 года, уже привел к подорожанию бензина. Если же ввести предложенную Минэнерго-угольпромом пошлину, то литр бензина вырастет в цене в среднем на 1,40 грн до 10,50 грн — бензин, до 9,50 грн — дизельное топливо даже при нынешней стоимости нефти. Как жить с такой ценой?/pp style=text-align: justify;По мнению эксперта, больше всего в этом случае пострадают сельхозпроизводители, которые не смогут провести посевную кампанию./pp style=text-align: justify;Если вспомнить опыт прошлых лет, то Леонид Кучма в 1999 году делал все возможное, чтобы сбить цену и насытить рынок: просил топливо у греческих и азербайджанских поставщиков. Мы же наблюдаем ситуацию, когда рынок хотят закрыть./pp style=text-align: justify; — Последствия такого шага очевидны: возможный дефицит нефтепродуктов и отсутст-вие здоровой конкуренции для формирования справедливой цены, — уточняет Сергей Куюн. — Надо искать методы, чтобы удешевить топливо. Наше же Министерство энергоугля почему-то ищет методы, чтобы этот рынок изолировать. Это все равно, что тушить огонь бензином./p Количество и качество p style=text-align: justify;Как уверяет специалист, если оптовая цена на топливо продержится на сегодняшнем уровне хотя бы пару недель, то цены на бензин могут перешагнуть 9-гривневую границу (до 9,20-9,30 грн/литр), а дизтопливо подорожает до 8,50 грн — если ориентироваться не на дорогие импортные поставки, а на цены отечественных производителей бензина.br / В то же время остается спорным вопрос объемов топлива, которое способны произвести украинские нефтеперерабатывающие заводы./pp style=text-align: justify; — Наши заводы даже не смогут обеспечить спрос на недостаточно качественное топливо. Я уже не говорю о бензине еврокачества, — уверен эксперт. — Если даже загрузить все наши заводы на полную мощность, то 95-м бензином рынок будет обеспечен лишь на 50%./pp style=text-align: justify;Отдельный вопрос — качество. По словам Сергея Куюна, из-за того что украин-ский потребитель сегодня имеет возможность покупать европейское топливо почти по ценам отечественного, даже laquo;Лукойлуraquo; в Киеве приходится реализовывать топливо румынского производства, а не одесского.br / — Согласитесь, намного проще, чем модернизировать собственное производство и повышать качество собственной продукции, пойти в родное министерство и попросить убрать с рынка конкурентов, — резюмирует он./p Понижаем стандарты p style=text-align: justify;Заместитель директора научно-технического центра laquo;Психеяraquo; Геннадий Рябцев соглашается с коллегой./pp style=text-align: justify; — Дело в том, что Минфин и Минэкономразвития с мнением Минэнергоугля не согласны. Специалисты первого ведомства подсчитали, что заградительная пошлина обернется потерей для государственного бюджета на сумму 13 миллиардов гривен в год. В Минэкономики же уверены, что аргументация их коллег из Минэнерго недостаточна, а цифры, приводимые в предложении, неточны, если не сказать больше./pp style=text-align: justify;Вот и выходит, что Министерство энергетики и углепрома почему-то поддерживает исключительно отечественных производителей, а вот нужды отечественного потребителя им неинтересны. Причем возникает ряд неудобных для ведомства вопросов:/p Зачем нужна пошлина; почему в ведомстве считают, что импортеры демпингуют? Если они демпингуют, то почему их обвиняют в завышении цен на АЗС? Почему в министерстве считают, что украинские заводы способны обеспечить рынок топливом в полном объеме и топливом требуемого качества? Почему потребитель должен платить за модернизацию нефтеперерабатывающих заводов? p style=text-align: justify;Самым острым из предложенных является как раз вопрос качества топлива. По мнению Геннадия Рябцева, даже если увеличить сущест-вующие мощности отечественных НПЗ, дефицит горючего на украинском рынке составит около 400 тысяч тонн бензина, произведенного по стандартам 2007 года./pp style=text-align: justify; — Это приведет к дефициту топлива соответствующего стандарта на рынке. Нам придется продлевать действие старых стандартов, хотя Госпотребстандарт уже продлил их действие до 1 июля 2011 года. Непонятным остается вопрос, чем будут заправляться европейцы, которые приедут в Украину к Евро-2012, а также транзитные автомобили, — считает эксперт./pp style=text-align: justify;По его мнению, дефицит приведет к подорожанию топлива на 20-22%. Рынок лишится около 40% топлива, которое сейчас присутствует на рынке, и не сможет восполнить эту потерю отечест-венным топливом по причине невозможности быстро нарастить поставки нефти на НПЗ и неспособности выпустить необходимое количество бензина./p Давим на газ p style=text-align: justify;Не поздоровится и тем водителям, которые заправляются альтернативным видом топлива — сжиженным газом. Украина в прошлом году превратилась из экспортера сжиженного топлива в импортера. Как итог около 15% рынка составляет завозимая продукция. В качестве причины такого явления эксперты называют странные схемы продажи сжиженного газа через специальные и коммерческие аукционы.br / Более того, с 1 января новый Налоговый кодекс определил новую ставку экологического сбора на автомобили, оборудованные газобаллонным оборудованием. Теперь она в 2,4 раза выше, чем на обычные двигатели, работающие на бензине и дизельном топливе. Как видно, государство не способствует развитию альтернативных видов топлива, хотя везде об этом объявляется с высоких трибун.br /br /br / МНЕНИЕbr / Директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнергоугольпрома Константин Бородин:br / — Мы стоим перед реальной перспективой потери внутреннего производителя нефтепродуктов и того, что останемся наедине с импортером, на которого не можем влиять налоговыми механизмами, который не создает в Украине рабочие места. Введение пошлин способно снизить уровень импортного топлива на рынке страны до 10%, что соответствует сегодняшним поставкам топлива из стран br / Европейского Союза в Украину./pp style=text-align: justify;nbsp;/p А дальше что? p style=text-align: justify;Эксперт Геннадий Рябцев спрогнозировал примерные последствия для Украины введения заградительной пошлины./pp style=text-align: justify;Цены. Как известно, бензин является инфраструктурным товаром, от которого зависят цены на все другие товары и услуги, поэтому лавинообразное повышение цен возможно на все. Уже сегодня произошло незначительное подорожание по объективным и понятным причинам./pp style=text-align: justify;Имидж. Кроме того, эта пошлина не соответствует тем обязательствам, которые взяла на себя Украина при вступлении в ВТО. С критическими заявлениями по этому поводу уже выступили Литва, Польша и Румыния./pp style=text-align: justify;Социальная сфера. С украинского рынка могут уйти компании, которые либо имеют достаточно громкое имя (Shell), либо компании, которые финансируются структурами с громким именем (Галнефтегаз — ЕБРР). Потерять работу могут около 50 тысяч человек. Это не идет ни в какое сравнение с последствиями остановки всех НПЗ страны — там работает в 2-3 раза меньше людей.br /nbsp;/pp style=text-align: justify;nbsp;/p

По сообщению сайта Аргументы и Факты