Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Eurasianet: Визит Каримова в Брюссель является инициативой НАТО, а не ЕС

Дата: 27 января 2011 в 11:50

CA-NEWS (UZ) — По словам помощника председателя Европейской Комиссии Жозе Мануэля Баррозу, идея пригласить скандального лидера Узбекистана Ислама Каримова посетить с визитом Брюссель принадлежит Организации Североатлантического договора, а не ЕС.

Eurasianet

Дейрдре Тайнан Вторник, 25 января, 2011

«Насколько я знаю, НАТО и бельгийские власти первыми направили приглашение. Мы приглашения не направляли», – сказал EurasiaNet.org пресс-секретарь Баррозу Майкл Карнитшниг.

Официальный представитель НАТО не уточнила, когда именно североатлантический альянс направил приглашение Каримову.

Представители ЕС попытались принизить значение данного визита, вызвавшего волнение в среде международных правозащитных организаций. По словам правозащитников, Каримов является одним из самых авторитарных правителей на планете и неизменно помещают Узбекистан на одних из нижних строчек в международных рейтингах коррупции и политических репрессий.

Директор по правозащитной деятельности в Европе и Центральной Азии организации Human Rights Watch Вероника Сзенте Голдстон охарактеризовала визит Каримова как «достойный сожаления».

«Human Rights Watch не против взаимодействия или диалога на высшем уровне, но мы против взаимодействия безо всяких ограничительных условий, – отмечает она. – Этот визит и предшествующий ему период следовало бы использовать для того, чтобы добиться каких-то конкретных подвижек, а этого, похоже, не происходит. По крайней мере мы надеемся, что в ходе данного визита не будут забыты вопросы соблюдения прав человека, а Ж-М Баррозу постарается добиться прогресса в этом направлении».

На взгляд брюссельского эксперта по энергетическим вопросам, прикладное значение договора в области экспорта энергорусурсов между ЕС и Узбекистаном будет невелико. «Неясно, много ли делается со стороны ЕС, но для узбекской стороны это будет почти что реабилитацией Каримова», – поделился своим мнением этот эксперт на условии анонимности. – Что же касается соглашения в энергетической области, неясно также, сколько конкретно газа Узбекистан может выделить Европе».

Единственное, что у Узбекистана точно имеется для США и ЕС – это стратегическое значение. Аэропорт в городе Навои на территории Узбекистана является одним из ключевых звеньев в Северной сети поставок – системы железнодорожного, автомобильного и воздушного сообщения, по которой осуществляются поставки для американских и натовских войск, сражающихся в Афганистане. Большая часть поставок, направляемых по Северной сети для Афганистана, поступает через железнодорожный узел Термез на узбекско-афганской границе.

Стратегическое значение Узбекистана сыграло существенную роль в снятии Евросоюзом в 2008 году санкций, наложенных на Ташкент за три года до этого после андижанских событий.

В последние время на узбекские власти стал оказываться нажим в связи с продолжающейся эксплуатацией в республике детского труда на сборе хлопка. Серьезность данной проблемы подчеркивалась в недавнем отчете, подготовленном Школой востоковедения и африканистики Лондонского университета.

Учитывая скандальную ситуацию, сложившуюся вокруг ситуации с соблюдением прав человека в Узбекистане, визит узбекского руководителя в Брюссель можно расценивать лишь как победу Каримова на международном фронте, говорит исполнительный директор Eurasian Transition Group Михаэль Лаубш. «Это первая возможность для Каримова после андижанских событий воспользоваться международными связями и приглашением со стороны Западной Европы, – говорит он. – Я пока не вижу практической причины для активизации взаимодействия ЕС с Узбекистаном ради его нефти и газа».

«Сотрудничество критиковать не стоит, но если посмотреть на предстоящий визит, то у ЕС была возможность пригласить для обсуждения ситуации с правами человека в Узбекистане опальных узбекских правозащитников, а также правозащитные организации. Но Евросоюз этого не сделал», – отметил Михаэль Лаубш.

От редактора: Дейрдре Тайнан является бишкекским журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба