Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Нефтяники ждут «третью волну»

Дата: 27 января 2011 в 16:10

Нефтяники ждут «третью волну»

Нефтяники ждут «третью волну»

 

Бензин будет дорожать еще минимум два года.

Федеральная антимонопольная служба подозревает, что пять нефтяных компаний сговорились и подняли цены на дизельное топливо, рассказал глава ФАС Игорь Артемьев. Причем для прикрытия использовали биржу. Сами топливники валят все на рост мировых цен. И предупреждают: и в этом году, и в следующем удешевления не будет. «Известия» разбирались в ситуации.

«Известия» уже писали, что только с начала года «дизель» подорожал на 7%, 80-й бензин — на 4%, АИ92 — на 2%, АИ95 — на 1%. Как ни крути, темпы выше, чем рост мировых цен на нефть. Артемьев это тоже заметил. Но особенно его возмутил ценовой всплеск на нашей, российской, топливной бирже.

— У меня вызывает удивление, что цены на бирже очень быстро выросли — непропорционально мировым, — отметил Игорь Артемьев.

Он напомнил, что биржевые торги в России изначально ввели ради того, чтобы установить справедливую цену на внутреннем рынке. Но по факту получается обратное: биржа фактически легализует завышенную оптовую цену, делает сговор законным. Впрочем, сговор еще надо доказать.

— Мы никого не подозреваем, но, зная наши нефтяные компании, у меня есть сомнения, — говорит Артемьев.

Проверить биржу ФАС не может, дело поручили Федеральной службе по финансовым рынкам. Если та выявит сговор биржевиков, ФАС заведет дело — уже третье за последние несколько лет.

— А это большие штрафы, — припугнул Артемьев.

Сами нефтяники в том, что они сговорились, да еще на бирже, не признаются. Винят во всем биржевые правила.

— Биржевая торговля — фактор, который должен был бы нас сдерживать. Но в части дизельного топлива она показала свою обратную сторону. Сегодня дизтопливо «ЛУКОЙЛа» продается на бирже по ценам на две тысячи рублей и более выше, чем с завода. Это какие-то космические цены. Мы к этому никакого отношения не имеем, — заявил Андрей Кирюшин из компании «ЛУКОЙЛ», выступая в среду на «круглом столе» в Медиа-центре «Известий».

Другие эксперты, приглашенные «Известиями», принялись рассказывать Кирюшину, откуда берется «космос». Во-первых, это налоговая политика государства. В России фискальная нагрузка на нефтяников составляет 60% (в США — 15-20%). А с нового года акцизы еще увеличили, что сразу же сказалось на цене.

Во-вторых, технологии нефтепереработки в России отстают от западных. По словам главы Российского топливного союза Евгения Аркуши, у нас из одной тонны нефти получается около 200 литров бензина, в то время как в США — 500 литров. В-третьих, свою роль сыграл и действующий с 1 января 2010 года техрегламент на моторное топливо. Топливо должно быть не хуже, чем предписывает третий экологический класс. Но поскольку не все российские заводы готовы к его производству, на рынке случился дефицит. А где нехватка — там рост цены.

— Повышение не последнее. В этом году акциз на бензин — 5672 рубля, в следующем году — 7382 рубля, а потом — 9151 рубль. Это означает, что из года в год мы будем здесь собираться и обсуждать проблему, почему у нас опять выросли цены на бензин, — предупредил Аркуша.

Таким образом, увеличение акцизов привело к тому, что литр бензина подорожал на 1,5 рубля. К 2012 году литр будет стоить дороже минимум на 5 рублей, резюмировал лидер движения автомобилистов России «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

Александра Пономарёва

По сообщению сайта Zakon.kz