Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Про людей

Дата: 27 января 2011 в 16:30

Галя Галкина
Документальный фильм «Не про собак», который режиссер снимал почти 20 лет, будто вовсе и не фильм даже, а вырванное из жизни свидетельство, божий глас и глаз, уставленный в нас, людей. Голос Бога и Совести в нас, говорящий: «Как вы жестоки! Но как вы добры и милосердны!» Это все про нас, людей

 «Казахстанский режиссер Владимир Тюлькин взял Гран-при IX Байкальского международного кинофестиваля «Человек и природа», — сообщило информационное агенство «Интерфакс-Сибирь» (Иркутск, Россия) осенью прошлого года. — Жюри отметило, что разногласий в оценке этого фильма не было!» В конкурсной программе участвовала 21 лента, отобранная из 170 работ, представленных в оргкомитет фестиваля. Жюри возглавлял народный артист России, зав. кафедрой неигрового кино во ВГИКе профессор Виктор Лисакович. А растерянный Тюлькин уже дома, в Алматы, после вручения Гран-при, говорил о том, что для него осталось загадкой, каким образом отборщики фильмов для фестиваля в Иркутске узнали о его ленте, ведь он не посылал фильм на конкурс...Однажды он получил по почте письмо, в котором организаторы фестиваля сообщали, что им известно о существовании фильма «Не про собак», и они просят казахстанского режиссера выслать этот фильм отборочной комиссии.
— Я очень долго делал этот фильм. С ним связано много странных, необъяснимых вещей. Работа над лентой длилась даже не годы, а десятилетия. Тема человеческой жестокости и добра будто взывала все эти годы... Но вот история получила свое завершение! Фильм снят. Люди увидели его. Это главное.
 Была давняя история, случилась она лет 30 назад. В глубокие застойные годы, когда в городах большой державы еще не ведали о терактах, заказных убийствах, массовых расправах...
 Тюлькин только переехал в Алма-Ату и устроился работать на «Казахфильм» осветителем. Его товарищ Сергей Копытин искал собаку для художественного фильма. Люди подсказали обратиться к собачникам. И в результате он попал в собачий крематорий, где уничтожают собак. Он был под впечатлением этого посещения и рассказал об увиденном Владимиру Тюлькину...
В Алма-Ате в те годы существовал собачий крематорий. Находился он в яблоневом саду, который в тот момент цвел. Сергей Копытин зашел в этот утопающий в цветении сад, увидел, как девочка играет со щенками. Щенков было много, возможно, 10. Вполне идиллическая картина. Сергей подошел к бригадиру собачников, познакомился с ним. Тот его предупредил, что сейчас будет особенное и страшное действо и, наверное, лучше не смотреть на происходящее: «А если все же вы увидите это, то можете потерять сознание».
 Сергей Копытин решил остаться и посмотреть. Но то, что произошло потом, было непередаваемо. В ужасе он наблюдал, как берут обломок трубы, глушат им собак в кузове машины, потом сбрасывают вниз, отрезают головы. Шкуры убитых собак сжигали, а мясо готовили на продажу. Сергей на самом деле чуть не лишился чувств. Потом передал Тюлькину, не мог носить в себе.
— Меня потряс рассказ моего друга, запал в душу. Я тогда не думал, что буду снимать фильм о бездомных собаках.
Спустя годы Владимир Тюлькин, в 1992 году, став режиссером, начал снимать свои первые документальные ленты. И так случилось, что один из фильмов был посвящен собакам. Владимир познакомился с собачниками, «вошел к ним в доверие».
— Наблюдал воочию, как жестоко обходятся с бездомными собаками. Действо страшное, я хотел, чтобы подобного не было. А как сделать, чтобы этого не было? Показать! Потому что рассказы не передают ужаса происходящего. Все делается обыденно, быстро и крайне жестоко. И безысходность ситуации еще в том, что люди не понимают самой жестокости того, что они делают. Я снял фильм, он назывался, как и нынешний, «Не про собак». Но фильм не получился, в нем не было найдено чего-то такого, какой-то грани... Грани допустимого — это нельзя показывать, и не всякий будет смотреть фильм, но это нужно показать... Как режиссер, я понимал, что люди должны увидеть это, чтобы была обратная реакция, чтобы в головах, душах зрителей что-то происходило, возникло отношение к явлению.
Владимир признал, что фильм не получился. К тому же собачники отказались сниматься. А без них замысел разваливался. Тогда режиссер снял игровой фильм, в котором собака сидит в клетке, ждет своей участи, а собачников играют актеры. Фильм назывался «Рэм». Происходящее — воспоминания собаки о том, как она оказалась в клетке, какой была ее жизнь. Фильм получился полуигровой, полудокументальный...
И все же тема жестокости людей по отношению к братьям меньшим не давала покоя режиссеру. Он вернулся к своему фильму «Не про собак» через годы. Первая история была игровая, вторая — документальная. И в этом втором эпизоде режиссер решил противопоставить собачнику, у которого жестокость и убийство вошли в обыденную жизнь, женщине, хозяйке множества бездомных псов. Нина Васильевна Перебеева, героиня новой версии фильма, любит собак, ухаживает за ними, собирает их повсюду, дает приют, кормит, общается с ними. Всего она приютила 80 собак.
Но и на этот раз, по мнению режиссера, фильм не удался. Да еще и продюсер телеканала, просмотрев рабочий материал, готовый вариант фильма, запретила Тюлькину завершать работу над ним и тем более показывать его зрителям. Слишком страшно, жестоко все выглядело на экране.
Владимир Тюлькин тем не менее завершил работу над фильмом на другой студии, у Мурата Нугманова. Но и эта работа не нравилась режиссеру, не было в ней некой ноты, которую он сам слышал, но не мог передать. Еще раз Тюлькин перемонтировал фильм, и опять неудача. Но тема не отпускала Владимира. Пепел убитых собак бил в сердце режиссера. К тому времени было уже снято четыре фильма.
— Наконец блеснула идея — все снятые фильмы перемонтировать и объединить в один. Но на этот момент умерла главная защитница собак — Нина Васильевна Перебеева. Она скоропостижно скончалась в марте 2007 года от рака.
Собаки в доме Перебеевой поселились более сорока лет назад. Многие помогали женщине деньгами, пропитанием, некоторые ветеринары бесплатно наблюдали за здоровьем собак. По соседству с Ниной Васильевной жила представительница общества защиты животных, она часто приходила, чтобы помочь. После смерти Перебеевой осталось восемьдесят собак. Общество защиты животных почти сразу разместило на форуме Pet.kz, Zoo.kz и на многих других форумах обращение: «Срочно нужна помощь приюту собак в связи со скоропостижной гибелью владельца! Помогите пристроить животных, иначе им грозит усыпление». Люди отнеслись к проблеме с пониманием и сразу же откликнулись. Стали приходить.
Так в жизни, а не на экране случилось противостояние добра и зла. Одновременно с добровольными помощниками приехали собачники, чтобы забрать животных и уничтожить их. Но люди противостояли им, не отдавали питомцев Перебеевой. Они вскладчину собрали деньги и наняли охранников, чтобы они не пускали собачников в дом.
На добровольных началах была организована инициативная группа, преимущественно из молодых и успешных людей. О трагедии писали в газетах, по городу распространили листовки. Судьба остальных шестидесяти собак решилась иначе, но тоже вполне благополучно. Хозяйка другого частного собачьего приюта Лидия Михайловна Казанина к своим двадцати собакам с радостью приняла осиротевших животных. Других взяла соседка Нины Васильевны. Но часть животных осталась в старом доме покойной Нины Васильевны. Инициативная группа во главе с представительницей общества защиты животных Ириной собиралась каждую субботу. Добровольцы наводили порядок, привозили корм собакам и просто уделяли внимание четвероногим, лечили их. Соседка, взявшая на себя часть собак, тоже часто заглядывала в дом Нины Васильевны, наблюдала и ухаживала за питомцами.
Самые разные люди приняли деятельное участие в судьбе осиротевших собак, именно поэтому Владимир Тюлькин назвал свой фильм «Не про собак».
— Многое не вошло в этот фильм, но в нем осталось главное — противостояние людей, творящих жестокость, убийство, и людей, добрых, полных участия к собакам.
Международный фестиваль документальных фильмов в защиту природы «Человек и природа», на котором Владимир Тюлькин получил Гран-при, состоялся в старинном российском городе Иркутске. Даже то обстоятельство, что в диске, на котором записана лента «Не про собак», было несовпадение звука и изображения, не помешало завоевать фильму высшую награду. Но и зрители, и члены жюри не заметили этого дефекта, так были захвачены происходящим...
В фильме «Не про собак» есть момент, когда главный герой, собачник, рассказывает свой сон. Ему приснилось, что все собаки, обреченные на гибель, предстали перед ним, взяли в кольцо человека, начали сдирать с него кожу. Владимир Тюлькин будто вновь испытал ужас, пережитый этим собачником:
— Видимо, Бог направлял этого человека, пытался показать ему всю жестокость, греховность его деятельности.
Владимир Тюлькин считает, что и его, режиссера, Бог не отпускал много лет и даже десятилетий, призывая завершить ленту, которая все это время не получалась. Но спустя годы картина состоялась. И повествует она о том, как зарождается зло в сердцах людей, как оно укореняется, стирает границы дозволенного... Как этому злу противостоят те, чьи сердца открыты только для добра. И это про нас, про людей.

Справка «НП»
Фильмы, снятые Владимиром Тюлькиным:
1987. «Буду защищаться сам» — док. фильм. Приз за лучший фильм на Всесоюзном фестивале документального кино, г. Волгодонск. Приз зрительских симпатий на Всесоюзном смотре работ молодых кинематографистов, г. Москва.
1995. «Опыт Креста» — док. фильм. Второй приз открытого фестиваля документальных фильмов «Россия», г. Екатеринбург. Приз экуменического жюри и специальный приз независимого подросткового жюри на Международном фестивале неигрового кино в Лейпциге (ФРГ, 1995 г.). Гран-при фестиваля правозащитных фильмов «Сталкер», г. Москва. Участие в Международном фестивале документального кино, Амстердам, Нидерланды. Серебряный приз Международного фестиваля документальных фильмов, г. Биарриц (Франция),
1995-2000 гг. Один из постановщиков казахстанского телесериала «Перекресток».

По сообщению сайта Новое поколение