Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Женщина и ловушки ума

Дата: 27 января 2011 в 17:40

Айгерим Бейсенбаева
Казахстанская художница Алмагуль Менлибаева вновь раскрывает образ восточной женщины. Если в одной из прошлых серий работ автора Exodus женщина предстает в образе степной пери, гневно укоряющей людей в отходе от традиций в погоне за прогрессом, то на этот раз художница говорит посредством произведений о пересмотре многих нежизнеспособных проявлений нашей ментальности.
Галерея «Тенгри-Умай» представляет персональную выставку Алмагуль Менлибаевой «Моя шелковая дорога к тебе»

В видеоработах Алмагуль Менлибаевой молодая девушка в покрывале ходит вокруг Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, просветленного суфия, жившего в XIII веке. Девушка задает множество вопросов духовному просветленному деятелю, посвятившему много времени изучению ловушек ума, о своей жизни, жизни восточной женщины в современном обществе.
«На Востоке образ женщины с покрывалом ассоциируется со множеством значений, — поясняет художница. — он репрезентирует покорность или красоту, ограниченность или защищенность, слабость или конвенциональное мышление. В перформансе «покрывало» символизирует наш «ум». Женщина играет с «условностью ума». Каждый кадр заканчивается резким ударом покрывала о камеру, как пощечина...».
Роль хранительницы традиций всегда отводилась именно женщине. Важным всегда было не только их сохранение, но и вопрос конкурентоспособности с другими культурами. В работах художницы прослеживается мысль о том, что можно крепко держаться за корни, но оставаться при этом на одном месте, что не может быть залогом развития. В жизненном укладе восточной женщины постоянно присутствует множество табу, которые усложняют жизнь в современном развитом обществе. А те, кто сохраняет свою ментальность только потому, что это удобно для жизни, не понимают, что тем самым они тормозят прогресс. Несмотря на то, что Менлибаева много времени работает за рубежом, материал для своих произведений художница ищет на родине, по большей части в провинции.
В видео «Бабочки Айша-биби», как и в серии фотографий, созданных в 2010 году, Менлибаева рассматривает гендерный конфликт, который все еще актуален в нашей стране, особенно, вне городской культуры.
По казахской легенде, Айша-биби, дочь известного поэта-суфия, трагически погибла, так и не успев соединиться с Караханом, своим возлюбленным, после чего тот воздвиг на месте ее гибели мавзолей, как пишут в преданиях, «сказочной красоты». «Любовь как невозможность присвоения, как вечное желание и, таким образом, движение, выбранный номадизм, такой же нескончаемый, как Шелковый путь» — один из путей восточной женщины по мнению автора.
Новые работы Алмагуль Менлибаевой в какой-то мере и автопортрет художницы:
— Женщина Центральной Азии — это одна из основных тем в моем творчестве, — рассказывает Менлибаева. — В связи с изменением политической и экономической ситуации в регионе роль женщины претерпевает значительные изменения, гораздо более серьезные, чем те, что коснулись мужчины. Современная жизнь для женщины полна вызовов, и одна из главных задач, которые встают перед ней, — это придерживаться ли каких-то традиций, сохранить их полностью или только часть, или перешагнуть через них и идти вперед.
Мы сейчас все бросились сохранять свои традиции, но не многие понимают, что это в нашем сегодняшнем исполнении превращается просто в возвращение в XV век. Необразованным людям кажется, что сохранять свою ментальность — это значит вернуться в прошлое, буквально деградировать. Многие уверены, что вернуться к своей национальной идентификации, значит стать мусульманином. По большей части они тесно связывают нашу уникальную культуру с религией, хотя очевидно, что это абсолютно разные вещи.
Одно из главных условий осуществления процессов по сохранению традиций с богатым потенциалом и отсеиванию нежизнеспособных — это знание истории. К сожалению, мы, пережившие советский период, практически не знаем свою историю. Когда человек имеет о своей истории лишь приблизительное понятие, всегда возникают такие проблемы.
Сейчас на всем постсоветском пространстве актуальна проблема национализма. Это как раз пример возвращения к прошлому, к древним временам, и все это от невежества и необразованности. На это просто невыносимо смотреть.
Еще одной тянущей нас на дно традицией я считаю протаскивание своих родственников на разные должности. У нас страна непрофессионалов. Непрофессиональные врачи, учителя и так далее. «Мы же братья, мы из одного аула, вспомни семь поколений предков...» — это у нас вместо рекомендаций. Страдает профессионализм, страдает страна.
Давно пора пересмотреть систему ценностей, пусть это будет и неприятно, и больно, но что делать?

Справка «НП»
Алмагуль Менлибаева — казахстанский художник.
Окончила Казахский государственный театрально-художественный институт (сейчас — Национальная академия искусств).
Лауреат премий «Тарлан» и «Дарын».
Принимала участие во многих крупных интернациональных выставках, в их числе 51-я, 52-я, 53-я Венецианская биеннале (2005, 2007, 2009); Сиднейская биеннале (2006); Обернхаузенский кинофестиваль (2009, 2010); «Tarjama/Translation» в Художественном музее Квинса (2009) и других.
В настоящее время ее работы представлены в крупной выставке «XXI век: Искусство первой декады» в Национальной австралийской художественной галерее Квинсленда.
Она приглашена участвовать в биеннале в Шардже (март — май 2011). С 24 марта по 14 мая 2011 года запланирована ее персональная выставка в нью-йоркской галерее Priska C. Juschka Fine Art, ее постоянного партнера.
Живет и работает в Берлине и Алматы.

По сообщению сайта Новое поколение