Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Казахстанскую медицину характеризуют халатность медперсонала?

Дата: 28 января 2011 в 14:50 Категория: Здоровье

Казахстанскую медицину характеризуют халатность медперсонала?

 «Тварь я, дрожащая, или право имею?» – таким вопросом все чаще задаются потребители услуг отечественной медицины

 

Наличие, доступность, приемлемость и качество – это то, что отличает эффективную систему оказания медицинской помощи от бездейственной. В идеале.

Казахстанскую медицину характеризуют халатность медперсонала, грубость со стороны врачей и низших больничных чинов, поборы и вымогательства в поликлиниках и стационарах. Никто из нас не идет к врачу, чтобы лишиться здоровья и, уж тем более, жизни. Однако во всех конфликтах между эскулапами и их подопечными «виноватыми» в итоге оказываются именно пациенты. Это в тех случаях, если они осмелятся вынести сор из больничной избы, обратившись за поддержкой в общественные организации, СМИ и даже в суд. Права пациентов – об этом, похоже, наши «люди в белом» слыхом не слыхивали, считая любое свое действие априори правильным. Как женщина или Всевышний.

На днях в Алматы кипели нешуточные страсти. Впрочем, так бывает всегда, когда речь у собравшихся заходит об отечественной медицине. Тем более, если поводом для встречи послужили общественные слушания в честь создания организации юридических лиц «Союз за медико-социальные права». Так НПО различных направлений объединились в едином порыве встать на защиту прав пациентов Казахстана.

Для «затравки» общественники рассказали собравшимся довольно громкую и неприятную историю болезни, лечения и последующего за ним общения с врачом гражданина Данилова. Этот молодой человек однажды имел неосторожность пойти в больницу. В клинике, куда он обратился, ему порекомендовали лечь на операцию по удалению желчного пузыря. Операцию стоимостью шестьдесят тысяч тенге гражданин Данилов не стал откладывать, а, расплатившись с врачами, лег под нож с надеждой на выздоровление. С этой же надеждой он и вышел из клиники, имея шов, выписку об успешном удалении желчного пузыря и твердую уверенность, что эта боль уже не вернется. Она вернулась. Через полгода. Приехавшие на вызов врачи «скорой» опять заподозрили желчный пузырь. И в ответ на предоставленную им выписку о проделанной операции и демонстрацию шва отправили многострадального Данилова на УЗИ. Ультразвук показал, что желчный пузырь у нашего гражданина по-прежнему в наличии и по-прежнему требует удаления. Озадаченный вопросом, что же делали врачи с его бренным телом, гражданин пошел не в больницу, а в газету, дабы придать огласке вопиющий факт врачебной нечистоплотности. Орган печати не подвел гражданина, и историю об его органе-фантоме, который чудесным образом «воскрес» в нем после операции, прочитала вся страна и тот самый врач, оперировавший Данилова. Подобные откровения глубоко ранили душу эскулапа, и он поспешил в суд, дабы материальной компенсацией облегчить себе моральные страдания. Хирург требовал у газеты 20 млн тенге, а у Данилова – полмиллиона тенге, чтобы неповадно было. Процесс посетили общественники, готовые лицезреть торжество пациента, отстоявшего свои права. Однако каково же было удивление участников процесса, когда суд обязал газету выплатить медработнику 15 млн тенге, а пациенту, в свою очередь, облагодетельствовать своего хирурга на 50 тысяч тенге.

И случай этот не уникальный. Три года назад общественный фонд «Аман Саулык» запустил в стране горячую телефонную линию для тех, кого недолечили, перелечили или просто обидели работники отечественной медицины. Работала линия в основном в Алматы, иногда проводя тематические «включения» из других городов Казахстана. Тем не менее на январь этого года в ее активе было зарегистрировано 11345 обращений граждан. И это только те, кто выполнил основное условие разговора: нужно было назвать свое имя и адрес.

Финансирование сферы здравоохранения увеличивается ежегодно: на октябрь 2010 года сумма составляла 395 млн 778 тысяч тенге, 2009 год – 460 млн 203 тысячи, 2008 год – 369 млн 562 тысячи. Но большая часть этих средств пошла не на радикальное повышение заработной платы медицинских работников и укрепление их статуса, а на вторичные проблемы, такие как: ремонт, строительство учреждений здравоохранения, приобретение простаивающего дорогостоящего оборудования. Не получила реальной поддержки и развития первичная медико-санитарная помощь, которая должна была стать главной опорой в обеспечении сохранения здоровья граждан РК и естественным регулятором уменьшения востребованности стационарной помощи. Министерство здравоохранения РК не разработало национальные стандарты обеспечения медицинскими кадрами в зависимости от географических и территориальных особенностей населенных пунктов и регионов страны. По-прежнему остро стоит проблема обеспечения лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи отдельных категорий граждан на амбулаторно-поликлиническом уровне. А органы и учреждения системы оказания медицинских услуг остались «закрытыми» для взаимодействия с представителями гражданского общества. Нет работы общественных советов как при Минздраве, так и на территориальном уровне. Не внедрена практика проведения, инициированная государственными структурами совместно с НПО, ежегодного Конгресса пациентов. Но самое главное, подчеркнули общественники, в Казахстане не прижилась практика, когда пациенты начинают защищать свои права через заявление в правоохранительные органы.

– Вопрос о том, насколько наши граждане могут использовать свои права как пациенты, по-прежнему открыт, – считает глава Школы общественного здравоохранения кандидат юридических наук Альмира Жаппарова. – Однако права пациента установлены законодательством, а значит, должны быть соблюдены.

Принятие в Казахстане Кодекса «О здоровье народа» 18 сентября 2009 года фактически отменило 11 законов, в которых в той или иной степени были прописаны права пациента. Теперь права пациентов прописаны в статье 88 «Права граждан на оказание медицинской помощи» и статье 91 «О правах пациента» кодекса.

Анализ обращений на горячую линию ОФ «Аман Саулык» показал, что львиная доля обратившихся жаловалась на халатное, невежественное и грубое отношение к пациенту, причинение вреда здоровью и круговую поруку. Исследования, проведенные Детским фондом Казахстана, показали, что крайне плохо обстоит ситуация с соблюдением прав несовершеннолетних пациентов, а особенно детей из неблагополучных семей, которые фактически лишены какой-либо возможности пройти платное лечение.

Защита прав пациента может не всегда осуществляться через суд. В принципе, вопрос можно решить, к примеру, и на уровне главного врача, администрации медицинского учреждения, комитета по контролю за медицинской и фармацевтической деятельностью, различных правозащитных организаций. Однако это не всегда работает.

– Как правило, в суд или в правоохранительные органы сограждане обращаются, когда речь идет о причинении тяжкого вреда здоровью, – продолжает госпожа Жаппарова. – Обращаясь в суд, наши сограждане не всегда уверены, что их исковое заявление будет удовлетворено. В Казахстане имеется целая плеяда адвокатов, которые специализируются на бракоразводных, наследственных, отдельных категориях уголовных дел, даже по ДТП. Но так ли много у нас адвокатов, которые принимают на себя защиту лиц, права которых как пациентов нарушены?

Впрочем, ограничиваться лишь вопросами общественники не намерены. Сейчас главное – заставить пациентов поверить в свои права, убедить медиков соблюдать их и постараться «вырастить» поколение адвокатов, специализирующихся на защите прав пациентов.

Анализ звонков на горячую линию ОФ «Аман Саулык» показал, что 50 процентов этих сообщений могло бы и не быть. Они обусловлены низкой этикой медработников. Из поступивших за 2010 год звонков 34 процента – жалобы на низкое качество медицинской помощи, 25 процентов – на недоступность лекарственных средств на амбулаторно-поликлиническом уровне, 18 процентов – на высокие цены на лекарства, 13 процентов – отсутствие узких специалистов, 8,5 процента – больные сахарным диабетом и инсулинозависимые люди с жалобами на недостаток тест-полосок, 7,8 процента – жалобы на требование платы за лечение, 7,5 процента – не могут «прикрепиться» согласно ЕНСЗ.

Юлия ЗЕНГ, Алматы

 

По сообщению сайта Zakon.kz