Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Точка на «дочке»

Дата: 28 января 2011 в 15:00

ФНБ прощается с непрофильными активами

В ближайшие пять лет «Самрук-Казына» обещает активно избавляться от «дочек», деятельность которых не направлена на достижение стратегических целей фонда. Потенциальные покупатели настаивают, чтобы предстоящие распродажи были полностью прозрачны.

Для улучшения эффективности работы нацкомпаний эксперты «Самрук-Казыны» подготовили для них пятилетние бизнес-планы развития. Как сообщил управляющий директор «Самрук-Казыны» Нурлан Рахметов на коллегии ФНБ 24 января, в настоящий момент руководство госфонда одобрило предложения по реструктуризации активов шести компаний – КазМунайГаза, КТЖ, KEGOC, Казахтелекома, Казпочты и «СамрукЭнерго». «По этим шести компаниям имеет место сокращение в структуре активов на 129 организаций, или на 44%», – сказал г-н Рахметов. По его информации, по одному только КазМунайГазу экономический эффект от реализации непрофильных активов оценивается в 34 млрд тенге, при этом штат КМГ планируется сократить на 6 тыс. человек. «Мы продолжим эту работу и в ближайшее время выработаем предложения по целевой структуре по оставшимся компаниям», – сказал г-н Рахметов.

По данным «Самрук-Казыны», реструктуризация непрофильных активов позволит увеличить консолидированную прибыль ФНБ за пятилетний период в 2,4 раза. Как пояснил г-н Рахметов, отныне активы компаний, входящих в госфонд, должны структурироваться согласно разработанным пятилетним стратегиям. «Рекомендуется двухуровневая структура, то есть в каждом бизнес-направлении должен быть корпоративный центр и при нем только одна дочерняя организация», – уточнил он. На случай, если специфика компании не вписывается в расписанную в бизнес-плане структуру, разработаны соответствующие критерии отклонения. По подсчетам финансистов ФНБ, если избавиться от непрофильных активов, то прирост чистой прибыли госфонда по пятилетнему плану должен составить 363 млрд тенге. «Этот прирост будет получен за счет снижения затрат компаний», – пояснил г-н Рахметов.

Потенциальные покупатели выражают заинтересованность в непрофильных активах нацкомпаний. «Было бы очень интересно приобрести их. Главное, чтобы они действительно были прозрачно и открыто реализованы, а не растасканы родственниками чиновников, как это часто бывает», – отметила в беседе с «&» председатель Союза женщин-предпринимателей Меруерт Казбекова. По ее словам, для обеспечения прозрачности продажи активов нужно проводить аукционы. «Если власти хотят, чтобы эти активы действительно эффективно работали, их нужно продать людям, которые уже занимались этим. Тот же детсад, допустим, должен отойти предпринимателю, имеющему опыт работы в этой сфере, а не просто человеку, у которого есть деньги», – считает г-жа Казбекова.

За открытые аукционы ратует и глава Евразийской ассоциации предпринимателей Жомарт Алдангаров. «Главное, чтобы в контрольных комиссиях присутствовали представители бизнес-сообщества. Если их там не будет, значит, будет коррупция», – констатировал он в разговоре с «&». Когда эти активы находятся в составе крупных компаний, они мертвые, считает предприниматель. «Все эти гостиницы, садики при нацкомпаниях часто пустуют, так как работают только под конкретный заказ. Если отдать их бизнесменам, они начнут развиваться и процветать, ведь людям нужно кормить семьи. Получив актив, бизнес начнет его раскручивать, платить налоги и улучшать экономику страны», – добавил г-н Алдангаров.

По мнению экономиста Каната Берентаева, к распродаже непрофильных активов нацкомпаний нужно подходить очень осторожно. «Не стоит голословно называть организации непрофильными и продавать их, иногда целесообразнее их немного оптимизировать, – сказал он «&». – Избавляясь от некоторых из них, компании могут разорвать существующую технологическую цепочку. К примеру, та же КТЖ, продав свои прачечные, все равно будет пользоваться их услугами. Но так как это будут уже сторонние коммерческие организации, появится НДС и услуги станут дороже». По его информации, пару лет назад, когда КТЖ пыталась отдать в конкурентную среду вокзалы и некоторые прачечные, это привело к росту издержек компании. «При нынешней реструктуризации не получилось бы так, что поезд государственный, а вагон-ресторан – частный, и в результате от высоких цен пострадает потребитель», – предупреждает г-н Берентаев.

Джамиля Каримова

№2-28.01.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть