Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Главное – предусмотреть стимулы»

Дата: 28 января 2011 в 15:00

Специальные экономические зоны могут стать хорошей основой для роста малого и среднего бизнеса. О том, как привлечь МСБ в переработку и стимулировать развитие новых переделов в горной металлургии, в интервью «&» рассказал Николай Радостовец, исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий.

– Николай Владимирович, недавно вы говорили о том, что в республике ожидается создание специальной экономической зоны вокруг Казахстанского электролизного завода и Усть-Каменогорского медного завода. Какие льготы там будут действовать и что это даст?

– Прежде всего мы ориентируемся на опыт Китая – там создание СЭЗ дало очень большой стимул для развития производства. Мы рассчитываем, что продукция более высоких переделов в отечественном горно-металлургическом секторе может быть создана как раз на территории СЭЗ. При этом льготы нужно давать не столько крупным компаниям, которые производят базовые металлы, сколько мелким и средним игрокам, которые должны запустить в СЭЗ предприятия по производству проката из этих металлов, наладить выпуск различной продукции как для нужд промышленности, так и для нужд населения.

К примеру, создание СЭЗ под Павлодаром позволит открыть производство алюминиевых оконных блоков, которые сейчас завозятся из Китая, России и других стран. Алюминиевый профиль считается экологически более чистым и более надежным в эксплуатации, чем пластик, от использования которого многие развитые страны давно отказались. Мы вывозим очень много алюминия, хотя наши заводы готовы оставлять его и в Казахстане – лишь бы нашлись предприятия, способные его перерабатывать. Также на территории СЭЗ в Павлодаре можно организовать производство фольги, которая широко используется в пищевой промышленности, и сейчас страна завозит ее в больших объемах. Еще в павлодарской СЭЗ можно наладить выпуск алюминиевых кастрюль и других предметов быта, которые мы сегодня импортируем.

Но для всего этого, конечно, главное – предусмотреть стимулы. Сейчас в парламенте находится новый законопроект о СЭЗ. Нам кажется, что участвовать в его обсуждении должны общественные объединения предпринимателей, поскольку очень важно, чтобы этот закон на деле открыл возможность субъектам МСБ иметь гарантированные поставки от крупных горно-металлургических компаний, включая решение вопросов по выделению земли, обеспечению инфраструктурой и т.д.

– В этом законопроекте прописано, что набор льгот в одной зоне будет отличаться от набора льгот в другой с учетом отраслевой направленности каждой конкретной СЭЗ. В каких особых преференциях, по-вашему, нуждается горно-металлургический сектор?

– В первую очередь это освобождение от уплаты корпоративного подоходного налога сроком хотя бы на пять лет, а также от налогов на имущество и землю.

– В Налоговом комитете обычно отмечают, что у нас и без дополнительных льгот самое либеральное в СНГ законодательство и что улучшать бизнес-климат нужно не за счет дальнейших послаблений…

– Здесь следует смотреть на перспективу. Если инвесторы будут знать, что им не придется платить налог на землю, налог на имущество, КПН, то они смогут вкладывать в переработку и развивать свой бизнес более эффективно, чем в других странах, где указанные виды налогов взимаются государством. Соответственно, будет расти и налогооблагаемая база. Бизнесу сейчас очень трудно инвестировать в переработку – банки неохотно идут на кредитование таких проектов, поскольку срок возврата средств составляет минимум пять-семь лет, а в ряде случаев и больше. К тому же для организации производства нужно решать вопросы по передаче земли в собственность, подключению электроэнергии, водоснабжению… Все это требует очень больших затрат, и поэтому для таких производственных предприятий освобождение от налогов было бы очень действенной практикой. А вот когда бизнес построит корпуса, закупит оборудование и предприятие начнет работать, тогда будет резонно применять стандартную схему налогообложения.

– Нацагентство по экспорту и инвестициям Kaznex Invest сейчас разрабатывает дополнительные финансовые стимулы для инвесторов. Так, предлагается возмещать инвестору часть затрат по факту успешной реализации проекта или возмещать стоимость создания рабочих мест. Поможет ли?

– Это хороший мировой опыт, такие стимулы, безусловно, нужны, но здесь важно, чтобы эта схема была хорошо проработанной и понятной для бизнеса. Многие предприниматели не до конца верят в то, что государство может что-либо безвозмездно дать. И нужно бы на базе Министерства индустрии и новых технологий открыть диалоговую площадку для обсуждения именно этих вопросов – как сделать практику возмещения затрат наиболее эффективной. К тому же бизнесу должно быть ясно, какие от него понадобятся документы, можно ли будет получить эти документы в установленное время с тем, чтобы претендовать на возмещение затрат. Нам бы хотелось, чтобы мнение бизнеса здесь было услышано.

– Один из видов поддержки, который давно обещают тем, кто откроет новое производство на территории СЭЗ, – это обеспечение соответствующей инфраструктурой…

– Бизнес, инвестирующий в создание производств более высокого передела, должен быть уверен в поддержке правительства в обеспечении инфраструктурой. Хороший пример для подражания – Турция, где государство, создавая для бизнеса производственные зоны и технопарки, подводит туда тепло, электричество, воду, дает в собственность земельные участки, даже оказывает помощь в строительстве помещений. При этом на территории СЭЗ важно не просто создать производственную инфраструктуру, но и обучить персонал новым технологиям и организации производства. В той же Турции люди приезжают даже из сельской местности и обучаются тому, как можно открыть небольшое предприятие. Получив такие знания, они начинают работать самостоятельно – производить продукцию и продавать ее за рубеж.

– У нас ведь тоже есть технопарки, индустриальные парки… Дают ли они какой-то эффект?

– Лично я пока не вижу целенаправленной работы, чтобы там было налажено обслуживание крупных компаний и производились гарантированные поставки. У нас технопарки зачастую работают, не имея целевых задач и установок. И каждый предприниматель, который зарегистрировался в технопарке, движется по-своему. Там, как правило, нет обучающих и консультирующих центров, в которых государство могло бы ориентировать бизнес в нужном направлении. Я своими глазами видел, как за рубежом маленькая семья из четырех человек производит резиновые втулки для комплектации «Мерседесов». У этой семьи есть достаточно технологичное оборудование, и они поставляют втулки в 43 страны мира. Бизнес начал находить свое место с учетом международного разделения труда. Но здесь важно понимать, что мы не можем просто взять и сказать нашим предприятиям – приходите в СЭЗ, начинайте производить какие-то запчасти. Если бы государство встретилось с представителями крупных компаний, нуждающихся в тех же запчастях, поинтересовалось бы, какие возможности есть для поставки продукции, обсудило бы эти возможности с бизнесом, это могло бы в последующем вылиться в создание целой подотрасли более высокого передела.

Гаухар Жолдубекова

№2-28.01.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть