Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Крепкие меры

Дата: 28 января 2011 в 15:00

На казахстанском алкогольном рынке закручивают гайки

С 1 января вся алкогольная продукция в Казахстане подорожала на 15%. Сегодня в республике ужесточаются требования к алкогольной отрасли: увеличиваются акцизы, ограничена продажа спиртных напитков в ночное время, обсуждают вариант реализации алкогольной продукции в отдельных специализированных магазинах. По мнению Антона Артемьева, старшего вице-президента по Восточной Европе Carlsberg Group, регулирование алкогольного рынка в Казахстане уже и так чрезмерно жесткое по сравнению с Россией и странами Западной Европы.

– Антон Олегович, каков объем рынка алкогольной продукции в Казахстане на сегодня?

– В 2010 году объем рынка пива в Казахстане составил 4,6 млн гектолитров. По нашим оценкам, по сравнению с 2009 годом рынок вырос на 9%. Напомню, что в 2009 году вследствие ужесточения регулирования, а также мирового финансового кризиса рынок снижался на 15%. В 2010 году, несмотря на рост в 9%, мы еще даже не вернулись к докризисному уровню. Если перевести весь рынок алкогольной продукции в чистый спирт, то в Казахстане на пиво приходится 20% рынка, а на крепкий алкоголь – около 70%. В странах Западной Европы пиво в общей структуре потребления алкоголя составляет две трети, и только треть приходится на крепкие напитки. На мой взгляд, Казахстану бы подошла более взвешенная политика стимулирования продаж некрепких форм алкоголя, включая пиво. В то же время необходимо более жесткое регулирование оборота крепкого алкоголя. А то, что мы видели с 1 января 2011 года – это рост акцизов на пиво на 92%, а на крепкий алкоголь – на 60%. Очевидно, что эта мера работает в обратном направлении.

– Как вы оцениваете состояние алкогольной отрасли в Казахстане?

– В целом отрасль хорошо развивается. Сегодня в стране по структуре потребления преобладает спрос на крепкий алкоголь – примерно две трети от общего объема. Треть приходится на пиво. Уровень потребления пива низкий по сравнению с Россией. В Казахстане на душу населения приходится порядка 30 литров пива в год, в России – около 65 литров. До кризиса в России максимальный уровень потребления приближался к 80 литрам на человека.

– Каковы самые острые проблемы производителей алкогольной продукции? Какие меры, по вашему мнению, стоит предпринять для решения этих проблем и развития рынка алкогольной продукции в целом?

– Основной проблемой является ужесточение регулирования рынка алкогольной продукции. Уже несколько лет государством принимаются различные меры по регулированию рынка. Сегодня условия для работы на казахстанском алкогольном рынке намного жестче, чем в России и странах Западной Европы. На мой взгляд, Казахстану стоит обратить внимание на практику большинства европейских стран, где пиво не относится к крепкому алкоголю и не регулируется на таком же уровне. Следствием такой политики является более здоровая структура потребления алкоголя населением Европы.

– Сумма сборов акцизов от продажи алкогольной продукции в Казахстане в прошлом году увеличилась на 35% по сравнению с 2009 годом. О чем это говорит?

– По мнению Минфина РК, увеличения сборов удалось достичь за счет ужесточения контроля за алкогольной отраслью. В нынешнем году, по сообщению Минфина, предполагается увеличить этот показатель до 20 млрд тенге. Напомню, что в России после увеличения акцизов в 3 раза полагали, что это повлечет за собой увеличение сбора акцизных налогов, но этого не произошло – наоборот, рынок сократился. Хотелось бы подчеркнуть: если ужесточение контроля все-таки будет принято, это приведет к сокращению рабочих мест в смежных отраслях. По среднеевропейской оценке, одно рабочее место в пивоваренной промышленности создает до 12 смежных рабочих мест.

– К чему, на ваш взгляд, приведет рост акцизов?

– Во-первых, значительный рост акцизов приведет к перетоку производителя от качественной продукции к более дешевой и менее качественной. Во-вторых, к увеличению контрафакта в крепкой алкогольной продукции.

– Ваш прогноз развития алкогольного рынка Казахстана в 2011 году?

– У алкогольной отрасли Казахстана огромный потенциал роста. Если рассматриваемые меры по ужесточению регулирования алкогольной продукции не будут приняты, то рынок будет развиваться. Цены на алкоголь будут зависеть от цен на акцизы.

Айгуль Касенова

№2-28.01.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть