Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Гримасы третьего «Евро»

Дата: 28 января 2011 в 15:00

В Казахстане не утихают споры вокруг экостандарта для автомобилей

Мажилисмен Виктор Киянский обратился с запросом в правительство по поводу введения Евро-3. Недоумение депутата вызвала подмена работы над введением экостандарта гонением на подержанные иномарки. Эксперты и участники рынка также уверены, что начать необходимо с топлива.

26 января на сайте парламента был размещен депутатский запрос на имя премьер-министра Карима Масимова. Член комитета по экологии и природопользованию, мажилисмен Виктор Киянский просит правительство разъяснить ситуацию со сроками внедрения в республике экостандарта Евро-3. В документе в частности говорится, что недавно срок введения стандарта был перенесен еще на полгода (до 1 июля 2011 года. – «&»). На этом фоне, по мнению г-на Киянского, в конце минувшего года совершенно неожиданно прозвучало предложение Министерства нефти и газа модернизировать казахстанские НПЗ к 2014 году сразу до стандарта Евро-5, минуя стадии Евро-3 и Евро-4. При этом ситуацию, когда техническое регулирование ввоза автомобилей значительно опережает регулирование качества топлива, депутат считает парадоксальной. «Реально автомобиль может соответствовать Евро-3 только в том случае, если и автомобиль, и топливо будут соответствовать этому стандарту в унисон», – отмечает мажилисмен.

Далее г-н Киянский приводит следующий парадокс: по официальным данным контролирующих органов, на автозаправках многих городов республики реализуется фальсифицированное горючее, не соответствующее даже стандарту Евро-2. «Давайте тогда зададимся другим вопросом: для проведения экспертизы соответствия автомобиля стандарту Евро-3 в имеющиеся Центры сертификации нормальный бензин канистрами будут приносить сами автовладельцы или их снабдит нормальным бензином министерство?» – заявил г-н Киянский «&». По его мнению, очередной перенос сроков введения экостандарта нельзя понять иначе, как согласие правительства с точкой зрения, что Казахстан сегодня совершенно не готов к европейским нормам.

27 января запрос г-на Киянского был передан в правительство. Как пояснили «&» в канцелярии премьер-министра, согласно процедуре решение о дальнейшей судьбе запроса будет принято в ближайшие дни.

«Начинать надо однозначно с топлива!» – сказал «&» технический директор MERCUR Auto Виктор Ветштейн. По его данным, сегодня автомобили аналогичных марок, поступающие на рынок Европы и Казахстана, значительно различаются по комплектации. В частности, в решении вопросов блоков управления топливными системами. «Совершенно нет разницы, под какие стандарты машина создана – Евро-3 или Евро-4, если она заправляется чем попало. Думать, что машина любое топливо переварит, ошибочно», – утверждает г-н Ветштейн. По его мнению, после заполнения рынка качественным топливом значительно пострадает рынок автосервиса, потому что число обращений с проблемами в топливной системе уменьшится в разы.

Введут или не введут Евро-3 для ввозимого автотранспорта после 1 июля, когда закончится действие льготного режима налогообложения для физлиц, уже несущественно, говорит «&» председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков. Он считает, что заградительные пошлины и так сведут ввоз к минимуму. Но модернизировать НПЗ до 2014 года даже до уровня Евро-3 будет значительно сложнее, чем ввести запрет для авто. «Владельцы НПЗ не заинтересованы в модернизации, поскольку топливо и так раскупается, как горячие пирожки, – отмечает г-н Эдоков. – А идея сразу модернизировать наши НПЗ до Евро-5 – очень разумная. Это действительно намного дешевле и правильнее. Вот только, думаю, закончится это очередным переносом сроков введения стандарта, и потребители, купившие новые машины, будут и дальше их калечить тем, что производят наши НПЗ».

Напомним, в мае прошлого года правительство утвердило Комплексный план развития НПЗ до 2015 года. Обещано, что его реализация приведет к полному отказу страны от импорта ГСМ. На тот момент объем инвестиций в модернизацию трех отечественных НПЗ оценивался чиновниками в $3,1 млрд, но на сегодня стоимость модернизации, по предварительным подсчетам, составляет уже около $4,5 млрд.

Сергей Руденко

№2-28.01.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть