Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Прощайте, старые грабли!

Дата: 28 января 2011 в 15:01

О том, как исправить свои ошибки

Было у старика три сына. Старший вышел во двор, наступил на грабли, получил по лбу. Средний вышел во двор, наступил на грабли, получил по лбу. Запечалился младший, да делать нечего...

«Хождение по граблям», повторение старых ошибок снова и снова – проблема, о которой писал еще библейский царь Соломон. С тех пор прошло более 2000 лет, но мало что изменилось. Анекдот про бледнолицего, который наступает на одни грабли дважды, по-прежнему пользуется неизменной популярностью – особенно среди менеджеров, рекламщиков, программистов и прочих людей, чья работа сложна и разнообразна.

Причина «хождения по граблям» столь же проста, как и сами грабли. Трудно держать в голове десять дел, одновременно занимаясь одиннадцатым. Поэтому даже опытный или многократно проинструктированный человек время от времени что-нибудь да забывает или делает не так.

Какими бывают «любимые грабли», сиречь типичные ошибки? Условно их можно разделить на три категории: типичные ошибки действия, типичные ошибки бездействия, типичные ошибки незнания. Разберем этот список по пунктам.

Ошибки действия происходят, когда человек, искренне пытаясь сделать «как лучше», предпринимает то, чего делать ни в коем случае не должен. Программист «дорабатывает» и без того работающую программу, токарь пробует самостоятельно починить заклинивший станок, пресс-секретарь пытается втиснуть в пресс-релиз все, что знает о своей фирме и об отрасли в целом, – и получается «хотели как лучше, а вышло как всегда». Другая разновидность ошибок действия – «телега впереди лошади»: работник концентрирует усилия на второстепенных вещах, пренебрегая главными. В результате человек трудится, работа кипит, но результата нет.

Разумеется, для любого рода деятельности можно придумать бесконечно много разнообразных ошибок действия, но реально практически в любой профессии существует всего 10-15 свойственных ей ошибок действия, повторяющихся более или менее регулярно. Так, едва ли вам доводилось видеть, как продавец отплясывает камаринского на прилавке, но зато наверняка не один продавец затевал с вами спор, доказывая, что вы ничего не понимаете в колбасных обрезках (автомобилях, книгах, компьютерах...). Такие вот повторяющиеся неправильные действия мы и отнесем к типичным ошибкам действия.

Ошибки бездействия происходят, когда человек не делает что-то из того, что необходимо для качественного выполнения его работы. Сборщик не затягивает гайку, медсестра не дезинфицирует место укола, журналист забывает уточнить имена героев статьи и названия фирм... В итоге работа оказывается недоделанной либо сделанной неправильно, некачественно.

И снова, если мы составим статистику подобных ошибок на том или ином предприятии или в офисе, мы обнаружим, что некоторые ошибки повторяются с завидной регулярностью, причем у разных людей. Эти ошибки (а их тоже, скорее всего, будет не более 10-15 для каждой из профессий) мы отнесем к типичным ошибкам бездействия.

Ошибки незнания заключаются в том, что человек не использует сильные способы решения задачи, поскольку не знает или не помнит об их существовании. Во многих творческих видах деятельности, где одна задача может иметь множество разных решений, а также в работе с людьми зачастую существуют профессиональные приемы-усилители, позволяющие выполнить ту же работу быстрее или качественнее. Причем приемы эти, как правило, не являются секретными, зачастую входят в учебную программу, и любой профессионал если и не пользуется ими, то как минимум слышал об их существовании. Однако многие специалисты либо не владеют этими приемами, либо считают их слишком сложными или слишком малоэффективными, либо не знают, что они применимы в данном конкретном случае, – и поэтому не пользуются ими.

В отличие от ошибок бездействия, в результате которых работа оказывается недоделанной и не проходит ОТК, ошибки незнания все еще позволяют качественно выполнить работу «дедовскими методами». Однако на это уходит слишком много времени, сил или других ресурсов. Подумайте сами, что проще – искать черную кошку в темной комнате на ощупь или включить свет? Поэтому если известен какой-то надежный способ делать работу быстрее и эффективнее, но вы или ваши сотрудники им не пользуются, – это, несомненно, типичная для вашей работы ошибка незнания.

Кроме того, важно помнить, что любая работа делится на три этапа: постановка задачи, решение задачи и проверка качества. На каждом из этих этапов обычно существуют свои типичные ошибки всех трех типов.

Как уже говорилось, человек не идеален. Поэтому как бы он ни старался сделать все как надо, рано или поздно он что-то упускает из внимания, забывает, старается сделать как лучше – и «старые грабли» тут же бьют по лбу, пополняя коллекцию свежих и застарелых шишек.

Если в бедолаге, чей лоб украшают синяки, вы узнали себя – не отчаивайтесь. Есть способ помочь делу. И способ этот почти столь же древний, как и сама проблема. Он существенно старше египетских пирамид.

Так гласит старая бедуинская мудрость. Любой, кому доводилось путешествовать по Иудейской пустыне, Негеву или Синаю, знает, что куда надежнее идти по тропе, натоптаной поколениями «водителей верблюдов», чем пытаться прокладывать свой маршрут. Те, кто торил тропу, уже успели разведать безопасный путь, выяснить, где можно запастись водой, где удобно остановиться на ночлег, и т.п. При этом все шишки достались первопроходцам, вам же осталось только воспользоваться их опытом и пройти по тропе.

Подобный принцип работает и в бизнесе – «технология умнее сотрудника». Существуют различные технологии-«тропы», позволяющие использовать прошлый опыт, как свой, так и чужой, и за счет этого обойти все или почти все «старые грабли». К числу подобных технологий относятся фирменные стандарты, речевые модули и т.п. Однако все эти технологии требуют, чтобы в их разработке принимал участие квалифицированный специалист.

Простейшими же технологиями такого рода, вполне доступными для самостоятельного внедрения, являются так называемые метод чек-листов (МЧЛ) и метод контрольных вопросов (МКВ). Принцип, который лежит в основе обеих технологий (а они весьма схожи между собой), отлично описывается журналистской поговоркой «самый плохой карандаш лучше самой хорошей памяти». Составляется шпаргалка – своего рода механическая память о «любимых граблях», позволяющая избежать их.

Продолжение читайте в следующем номере.

Александр Левитас

Об авторе:

Александр Левитас – независимый бизнес-консультант и бизнес-тренер из Израиля. Владеет как российским, так и американским и израильским маркетинговыми подходами. Один из ведущих экспертов по партизанскому маркетингу. Главный принцип – «Ваш бизнес может приносить больше денег!» Проводит открытые и корпоративные семинары. Выпускает четыре бесплатные электронные газеты деловой тематики. Автор бестселлера «Больше денег от вашего бизнеса», раскрывающего около 200 приемов увеличения прибыли. Персональный сайт: www.levitas.ru

№2-28.01.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть