Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Бензин наш — идеи ваши

Дата: 28 января 2011 в 16:40

Андрей Губенко
В рубрике «Сделано в Казахстане» «НП» рассказывает об истории тех вещей, продуктов, брендов, что делаются в нашей стране. Но не в меньшей степени — и об их будущем. Сегодняшняя тема — нефтепродукты

Сейчас казахстанские нефтепродукты производятся на трех НПЗ: Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ), Павлодарском нефтехимическом заводе (ПНХЗ) и Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе (ПКОП — «ПетроКазахстан Ойл Продактс»). Их объем стабилен и в последние 5 лет составляет около 12 миллионов тонн (переработанной нефти) в год. При этом доля всех трех заводов примерно равна — по 4 миллиона тонн.
Но, к сожалению, стабильно не только количество отечественных ГСМ, но и их невысокое качество. В частности, глубина переработки нефти на казахстанских НПЗ, по оценкам экспертов, составляет 45-50 процентов. Для сравнения: в США, Канаде и Великобритании соответствующий показатель — 86-92 процента. В результате на ПНХЗ и ПКОП незначителен выход высокооктанового бензина, а на АНПЗ он и вовсе не производится. Производство же мазута, хотя, наоборот, и значительно, практически бесполезно, ибо вместо дальнейшей переработки мазут в лучшем случае сжигается в топках ТЭЦ, а то и вовсе в факелах. А ведь мазут является основным видом сырья для производства широкого ассортимента масел и другой нефтехимической синтетики.
Можно ли изменить ситуацию? Можно ли улучшить традиционно невысокое качество казахстанских ГСМ и добиться-таки давно анонсированного развития отечественной нефтехимии? Разумеется, но для этого надо разобраться, что мешает это сделать.
В первую очередь, неполная загрузка заводов нефтью. Так, Павлодарский завод, имея запланированную мощность в 7 миллионов тонн сырой нефти в год, работает лишь в немногим больше половины своих возможностей. Производительность Шымкентского завода — 6,5 миллиона, однако ежегодные поставки сырья сюда не превышают 4,2 миллиона тонн. Отсюда недостаточная рентабельность производства и объяснимое, в принципе, нежелание акционеров нести дополнительные финансовые расходы на давно требующуюся модернизацию — расходы, которые неизвестно, окупятся ли.
Хотя можно предположить, что если обеспечить предприятиям полную загрузку и, соответственно, большую экономическую выгодность производству (взаимосвязь общеизвестна), можно ожидать и другого отношения к модернизации НПЗ, а значит, в перспективе и улучшения качества ГСМ.
Дело, однако, в том, что на территории всех республик бывшего СССР (и Казахстан — не исключение) нефтеперерабатывающие заводы загружены не полностью. И тому есть объяснение. Они были построены в том числе и в расчете на мощный военно-промышленный комплекс Советского Союза, который с тех пор существенно съежился, а следовательно, теперь не нужен и прежний объем бензина, керосина и солярки. Неудивительно поэтому, что после распада Союза между НПЗ различных союзных республик началась конкурентная борьба за рынки соседей, ведь только так можно было как-то реализовать остающиеся невостребованными ГСМ (понятно, что в силу многих причин рынки так называемых западных стран были и остаются недоступны).
В этой ситуации в выигрышном положении оказалась, разумеется, Россия. По чисто экономическим соображениям: ведь мощности России и, например, Казахстана несравнимы. У нас — 3 завода, у них — 65. Кроме того, величина самих российских НПЗ (один Омский завод, пусть и на чуть-чуть, но больше, чем три, вместе взятых, казахстанских) предполагает и большую рентабельность. За счет чего легче решать вопросы и глубины переработки, и, соответственно, качества.
Шымкентский РКОР на треть зависит от поставок российской нефти... Отсюда и нынешняя ситуация. Тот же российский бензин занимает немалую долю на казахстанском рынке ГСМ, особенно в пограничных северных областях. А казахстанские заводы при этом загружены всего наполовину. И отечественные нефтепродукты борьбу с конкурентами постепенно все больше и больше проигрывают.
А тут еще и Таможенный союз, с введением которого казахстанским НПЗ станет совсем туго, потому что цены выравнятся, и нынешнее преимущество (дешевизна, обуславливаемая, впрочем, искусственными, административными мерами) отечественного бензина исчезнет.

...А Павлодарский ПНХЗ полностью работает на западносибирском сырье

Однако парадоксальным образом именно Таможенный союз, его создание и последующее функционирование может стать стимулом для развития отрасли. Интеграция в конечном счете должна привести к тому, что более мощные российские компании приобретут казахстанские НПЗ. Собственно, это уже происходит — как, например, в случае с Павлодарским нефтехимическим заводом («КазМунайГаз» ведет сейчас переговоры по приобретению 50 процентов акций ПНХЗ российской компанией ТNK-BP). До сих пор они фактически саботировали развитие казахстанской нефтехимии, с одной стороны, недопоставляя сырье на казахстанские НПЗ (как известно, Павлодар полностью работает на западносибирской нефти, да и Шымкент на треть зависит от поставок нефти из России), а с другой — наводняя Казахстан российскими ГСМ. Будущее отечественной нефтехимии... А чего еще ждать, какой смысл россиянам помогать конкурентам, тем же китайцам, хозяевам ПКОП?.. Но после того, как российские компании станут владельцами (или хотя бы совладельцами) казахстанских НПЗ, то, по идее, должны загрузить заводы до планируемой мощности, а продукцию, соответственно, довести до конкурентоспособного состояния.
зависит не от качества нефти... Тогда, возможно, отпадет необходимость и в многочисленных административных мерах, принимаемых (но пока бесполезно) в целях доведения качества отечественных ГСМ до международных стандартов. То есть, конечно, сами задачи по обеспечению казахстанского рынка казахстанскими же нефтепродуктами останутся актуальными. Только решит их не государственная Программа по форсированному инновационно-индустриальному развитию Республики Казахстан на 2010 — 2014 годы, а рынок.
При создании статьи использовались данные Агентства по исследованию рентабельности инвестиций.

а от модернизации НПЗ

По сообщению сайта Новое поколение