Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

В решении карабахской проблемы необходимо усилить наступательную дипломатию — Фикрет Садыхов

Дата: 28 января 2011 в 18:00

Интервью nbsp;АМИ laquo;Новости ndash;Азербайджанraquo; с известным азербайджанским политологом, профессором Западного университета, дипломатом Фикретом Садыховым:
nbsp;
— Проведение референдума по статусу Нагорного Карабаха стало очередной армянскойnbsp; идеей фикс, вокруг которой участились обсуждения в армянской прессе. При каких условияхnbsp; было быnbsp; объективным проведение референдума?
nbsp;
— Проведение референдума являетсяnbsp; однойnbsp; из ключевых проблемnbsp; на нынешнем этапе. С проведением референдумаnbsp; возникает дваnbsp; взаимосвязанных вопроса. Первый заключается в том,nbsp; когда его проводить, и второй — в рамках каких масштабов он может состояться,nbsp; то есть, проводить ли его в самом Нагорномnbsp; Карабахе, или жеnbsp; в Нагорном,nbsp; с захватом нижнего Карабаха также. Существуют и nbsp;другие проблемы, посколькуnbsp; ясно, что с участием одних армянnbsp; референдумnbsp; не может проводиться, так какnbsp; Нагорный Карабах состоит не только из армянской общины, но и азербайджанскойnbsp; в том числе, которая была в свое времяnbsp; оттуда изгнана. Для того чтобы провести полноценный,nbsp; результативный референдум, в Карабах необходимо возвратитьnbsp; азербайджанцев, беженцев,nbsp; которые проживали в Шуше и других районах Нагорного Карабаха, и такимnbsp; образом, обеспечить хоть какую-то результативность этого референдума.nbsp; Это что касаетсяnbsp; вопроса, связанного с проведением референдума. Но до проведения референдума надо, чтобы былиnbsp; освобождены семь захваченныхnbsp; азербайджанских районов,nbsp; так как они должны быть деоккупированы. Это должно быть очевидно и для самой Армении, и для ведущихnbsp; держав, которые входят в Минскую группу ОБСЕ. Как можно сейчас проводить референдум, или же уточнить дату проведения референдума, не определивnbsp; поэтапность освобождения семи азербайджанскихnbsp; районов? В конце nbsp;концов,nbsp;nbsp; необходимо знать дату освобождения захваченных районов, и то, в какой последовательностиnbsp; будут освобождаться азербайджанские районы, что останется коридором, какиеnbsp; силыnbsp; там будут ли размещены, и будут ли там находиться миротворческие силы.
nbsp;
Важноnbsp; знать и о том,nbsp; какие страныnbsp; будут представлять эти миротворческие силы, и что там будет происходить. Вот тогда и будет определенаnbsp; дата проведения референдума, но референдумаnbsp; не одностороннего, при одном участии армян, аnbsp; референдума с участием и азербайджанцев, но опять-таки после того, как Нагорному Карабаху будет предоставлен промежуточный статус. Я думаю, что в этом смысле нашуnbsp; позицию можно считатьnbsp; вполне разумной иnbsp; цивильной.
nbsp;
— Скажите, ведь самаnbsp; идеяnbsp; проведения референдума — не самый выгодный вариант для Азербайджанаhellip;nbsp;
— Ну конечно, на одной из территорийnbsp; Азербайджана проводить референдум не правильно. Не важно, это Карабах, Кяльбяджарскийnbsp; или Закатальский районы. Согласно Конституции Азербайджана, референдум должен проводиться на территории всей страны, но, учитываяnbsp; сложившиеся обстоятельства, в частности то, что мы находимся в многолетнемnbsp;nbsp; конфликте с Арменией, и, учитывая нерешенность проблемы Нагорного Карабаха вnbsp; течение стольких лет, мы готовы пойти наnbsp; поэтапное решение этой проблемы.nbsp; И лишь после освобожденияnbsp; азербайджанскихnbsp; районов,nbsp;nbsp; мыnbsp; будем готовы кnbsp; проведению референдумаnbsp; с участиемnbsp; всего населения Карабаха.nbsp; В каком процентном соотношенииnbsp; они тамnbsp; будут находиться, сказать трудно, потому что послеnbsp; того, как азербайджанцы покинулиnbsp;nbsp; Нагорный Карабах,nbsp; населениеnbsp; страны значительно выросло, аnbsp; армянское население значительно уменьшилось.
nbsp;
Яnbsp; считаю, что проведение референдума, по крайней мере, сейчас,nbsp; не актуально, и оно не должно быть определяющим в решенииnbsp; карабахской проблемы. Здесьnbsp; важно, что поэтапностьnbsp; должна заключаться, преждеnbsp; всего, в освобождении азербайджанских районов, а потом ужеnbsp; возможенnbsp; переход к статусу Нагорного Карабаха. Причем то, каким путем это будет определено, должно nbsp;решаться при участии ведущих государств, и международныхnbsp; организаций, и, прежде всего, с согласияnbsp; Азербайджана, территориальную целость которого признают практически все государстваnbsp; и все международные организации. Важно, что юридическоеnbsp; и международное право на нашей стороне, более того, оборонный потенциалnbsp; возрастает, экономические возможности расширяются, и нашиnbsp; природные, углеводородные ресурсы тоже являются в определенном смысле оружием, с помощью которого мы можемnbsp;nbsp; воздействовать на страны Европы, Россию.
nbsp;
Я думаю, что Россия не случайно проявляетnbsp; свою заинтересованность в урегулировании конфликта, собираяnbsp; в различных форматах глав государств, Армении, Азербайджана и при участии самого президента Дмитрия Медведева, в рамках министров иностранных дел. Россия заинтересована в Азербайджане в большей степени, чем в Армении. Главным образом, в энергетическом, nbsp;в геостратегическом отношениях. Азербайджанnbsp; наиболее выгодная страна для России, чем Армения, так какnbsp; вторая потеряла былую значимость антитурецкого плацдарма. Сейчасnbsp; значительно улучшились отношения России с Турцией. Сложился совершенно другой уровень двухсторонних отношений, изменилась сама геополитическая ситуация. Поэтому, не удивительно, что nbsp;Россияnbsp; хочетnbsp; сотрудничатьnbsp; с Азербайджаном и пытаетсяnbsp; помочь в решении спорногоnbsp; вопроса. К сожалению, привязанность инерционная, традиционнаяnbsp; к армянскому фактору, желание ниnbsp; в коем случае не обидеть армянскую сторонуnbsp; все еще вынуждает Россию считаться с армянскими капризами.
nbsp;
— Какnbsp; долгоnbsp; Россияnbsp; будетnbsp; придерживатьсяnbsp; посреднической миссии. И как будет реагировать на это Запад?
nbsp;
— nbsp;Россия, как я уже сказал, взяла на себя инициативу посредничества nbsp;nbsp;в спорном nbsp;вопросе,nbsp; и как соседнее северное государство, как страна,nbsp; котораяnbsp; имеет тесные исторические связи с Азербайджаном, хотела быnbsp; решить эту проблему без участия Запада. Но, я думаю, что Запад вряд ли на это будет смотреть сквозь пальцы, потому, что у Запада есть свои интересы,nbsp; в частностиnbsp; у Соединенных Штатов. Однакоnbsp; на данном этапе активностьnbsp;nbsp; американцевnbsp; значительно ниже, что связано с большимиnbsp; проблемами во внешней политике, с которымиnbsp; они завязаны, я имею в виду nbsp;проблему Ирака, Афганистана,nbsp; иранскую ядернуюnbsp; проблему.nbsp; Поэтомуnbsp; отдаленность американцев отnbsp; этой проблемыnbsp; ощущается, но, nbsp;тем не менее, просматривается иnbsp; такаяnbsp; версия: какnbsp; бы в определенном смысле полномочияnbsp; даны России с тем, чтобы она провела всю подготовительную работу, заручиласьnbsp; согласием сторон, а уже потомnbsp; они могли бы подготовить какое-то большое соглашение, в которое бы входили такие пункты, как деоккупация азербайджанских районов, и определениеnbsp; статуса Нагорного Карабаха.

nbsp;
— Можноnbsp; лиnbsp; сказать,nbsp; чтоnbsp; актуальность примененияnbsp; дорожной картыnbsp; по урегулированиюnbsp; конфликта nbsp;практическиnbsp; исчерпала себя?
nbsp;
— Когдаnbsp;nbsp; говорят о дорожной карте, лично у меня складывается такое впечатление, что это тот самый документ, который должен похоронить весь переговорный процесс. Дело в том, чтоnbsp; дорожная карта по Ближнему Востоку, которая была выдвинута в свое время,nbsp; привела к тому, что отношения на Ближнем Востоке, между израильтянами и палестинцами обострилисьnbsp; в крайней степени. А потом это закончилось тем, что палестинцы вообще разделились на два лагеря — на радикалов и умеренных, поэтому оценка возможностей дорожнойnbsp; карты зависит отnbsp; ее содержания и от того,nbsp; какую она будет играть смысловую нагрузку.nbsp; К примеру, обновленныеnbsp; Мадридские принципы, на которые не дал ответ Ереван, практически потерялиnbsp; свою актуальность, хотя в нихnbsp; ничегоnbsp; сильно ударяющего по интересам Армении не было.
nbsp;
— Кстати,nbsp; армянские политологи также считают эти принципы устаревшимиhellip;nbsp;
— Это, естественно, ведьnbsp; еслиnbsp;nbsp; на них более года официальный Ереван не дает ответа, тоnbsp; с учетом того, что за этот срок меняется ситуация вnbsp; геополитической сфере, конечно ониnbsp; могут устареть. Значит,nbsp; нужны новые идеи, новые предложения, хотя это не значит, что эти идеи должныnbsp; идти в разрез с интересами Азербайджана, так какnbsp;nbsp; незыблемым фактом является территориальная целостность нашей страны,nbsp; и мы уже сказали,nbsp; что в рамках этой целостности фактически готовыnbsp; идти на любые уступки. Однако наши компромиссыnbsp;nbsp;nbsp; имеют свои лимиты, и мы не можем ради кого-то отдать свои территории, и проводить на территории,nbsp; населенной чисто армянским этносом, какой-то референдум. Ведь понятно, к чемуnbsp; может привести такой референдум, вnbsp; таком случае можно и не проводить его вообще. Поэтому, на это мы не должны идти,nbsp; во всяком случае, сейчас. Сейчас необходимо заинтересовать ведущие государства, европейские страны,nbsp; вовлечь в этуnbsp; ситуацию Евросоюз. В принципе, не секрет, чтоnbsp;nbsp; каждая странаnbsp; заинтересовывает себя чем-то.nbsp; Вот допустим, у нас сложились хорошие отношения с Латвией — это молодоеnbsp; европейское государство, которое стало и членом ЕС, и членом НАТО. Бесспорно,nbsp; это дополнительное окно для нас в Европу, этоnbsp; дополнительныйnbsp; голос в Евросоюзе.nbsp; В этом случае, проазербайджанская тенденция просматривается, хотяnbsp; Латвия напрямую не получает от нас ни нефти, ни газа.nbsp; Между нашими государствами подписанnbsp;nbsp; ряд соглашений, и Латвияnbsp; готова идти с нами на контакт и развиватьnbsp;nbsp; сотрудничество. Поэтому, нам надо активнееnbsp; привлекать к себеnbsp; различных, других nbsp;игроков, активнее быть в Совете Европы. К примеру, после назначенияnbsp; Мэтью nbsp;Брайзы послом в странеnbsp; надо использовать этот фактор, использовать его знания и опыт в карабахской проблематике и привлечь через него Вашингтон к большему участию в этойnbsp; проблеме, то есть должна проводиться наступательная,nbsp; дипломатическая деятельность.
В данном случае, это те основныеnbsp; направления, которые являютсяnbsp; верными методами,nbsp; по которымnbsp; мыnbsp; должны следовать и искатьnbsp; правильный выход из ситуации.

По сообщению сайта Xronika.Az