Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Выгребли или приплыли?

Дата: 31 января 2011 в 06:30

Вадим ШИРОКОБОРОДОВ, «Око», 28 января

Почти два года назад газета «ОКО» провела журналистское расследование истории с закупом в 2006-2007 годах двух морских катеров для нужд рыбной инспекции в Урало-Каспийском бассейне. На днях суд вынес решение, которое, мягко говоря, озадачивает.
В материале «Лодка с двойным дном», опубликованном 27.02.2009 г., приводились убедительные данные того, что два катера класса «Море», закупленных в 2006-2007 годах на тендерах Министерством сельского хозяйства (МСХ) и Комитетом рыбного хозяйства (КРХ) этого ведомства, обошлись госказне как минимум в полтора раза дороже их заводской стоимости. Более того, оба судна поступили в порт приписки Баутино Мангистауской области значительно позже договорных сроков и в непригодном состоянии. Государство понесло также косвенные убытки из-за невозможности своевременно использовать мощные, хорошо оснащенные плавсредства для борьбы с браконьерами.
Аргументы, приведенные газетой, оказались столь неприятными для КРХ, что его тогдашние руководители предпочли отмолчаться. Зато расследованием «ОКО» заинтересовались в Генеральной прокуратуре, Комитете финконтроля, Агентстве по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Ревизоры Минфина, в частности, официально известили газету: проведенная ранее проверка соответствия законодательству открытых конкурсов по госзакупкам первого из двух катеров выявила «многочисленные нарушения бюджетного законодательства и законодательства о госзакупках. Материалы проверки были переданы в КНБ для принятия процессуального решения».
Изучения обстоятельств закупки двух дорогущих и, как оказалось, неисправных морских катеров у алматинских посреднических фирм «Динамика» и «Конкорд С», ставших победителями тендеров, привело к тому, что 30 марта 2009 года следственный департамент КНБ возбудил уголовное дело в отношении группы должностных лиц КРХ МСХ. Им инкриминировалась ч. 4 ст. 307 Уголовного кодекса РК – «Злоупотребление должностными полномочиями лицом, занимающим ответственную государственную должность, повлекшее тяжкие последствия». Санкции этой коррупционной статьи, кстати, предусматривают наказание на срок до 8 лет лишения свободы.
В ходе предварительного следствия было установлено, что 9 апреля 2007 года решением конкурсной комиссии в составе зампредседателя КРХ Н. Сыздыкова и других должностных лиц победителем открытого конкурса по госзакупу катера класса «М» проекта № 00552, предназначенного для рыбоохранных целей и ихтиологического мониторинга на Каспии, с ценой 150 млн тенге признано ТОО «Фирма Конкорд С». На следующий день был заключен договор № 27, предусматривающий поставку нового катера в Актау до 27.11.2007 г. Сроки вышли, но катера все нет. А 25.12.2007 г. тот же Сыздыков собственноручно подписывает акт поставки товара: катер якобы принят КРХ у ТОО «Фирма Конкорд С» на баланс, на основании чего на счет поставщика перечисляется 150 миллионов. Пикантность ситуации заключалась в том, что в тот период стоимость подобного катера производства Саратовского судостроительного завода, по данным специалистов, составляла 900 тыс. долларов. Казахстан усилиями организаторов тендера и посредников раскошелился на 1 250 тыс. долларов. Но и это еще не все. Сам катер был доставлен в Баутино только через год – в декабре 2008 года. Причем на буксире, в нерабочем состоянии!
Интересно, в какую дополнительную сумму обошлось казне доведение двух катеров до кондиции? А может, эти «лодки с двойным дном» до сих пор неисправны? К сожалению, нам не удалось пока добиться ответов на эти вопросы.
По указанию Генеральной прокуратуры в декабре 2009 года данное уголовное дело было передано из СД КНБ в производство ст. помощника прокурора г. Астаны по расследованию и руководству следственными группами Н. Рабатову. Почти год длилось новое расследование, и 20 декабря 2010 года официальный представитель Генеральной прокуратуры Ж. Умиралиев сообщил: уголовное дело в отношении бывшего председателя КРХ МСХ Каната Сулейменова и его подчиненных направлено с обвинительным заключением в суд.
— Они обвиняются в причинении ущерба государству на сумму 318 млн тенге при закупке морских катеров, которые находились в недостроенном и неисправном состоянии, – пояснил Ж. Умиралиев.
По неофициальной информации, расследование оказалось не из легких. Возможно, сказалось давление, оказанное высокопоставленными патронами подследственных. Либо «бухгалтерия» закупа двух катеров оказалась столь запутанной, а защита бывших чиновников рыбхоза столь умелой, что первоначальные обвинения, предъявленные прокуратурой К. Сулейменову, а также бывшим должностным лицам КРХ Н. Сыздыкову и Ж. Сералиеву, были переквалифицированы судом на менее тяжкую статью УК. В итоге Сарыаркинский райсуд № 2 г. Астаны признал троих экс-чиновников Комитета рыбхоза виновными в злоупотреблении служебным положением и приговорил их к выплате штрафа в 500 МРП.
Приговор суда еще не вступил в законную силу. Возможно, стороны судебного ристалища попытаются обжаловать его в установленном законном порядке. Вероятно, мы тоже вернемся к этой истории, иллюстрирующей нравы в чиновничьих кругах. Разве не удивительно, когда за ущерб в 318 миллионов, нанесенный государству, подсудимые отделываются штрафом в 756 тысяч тенге?

По сообщению сайта Nomad.su