Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Путин подписал приговор своему детищу

Дата: 31 января 2011 в 08:50

Как стало известно газете «Коммерсантъ», график реструктуризации утвердил еще месяц назад (29 декабря прошлого года) Владимир Путин. По сути, премьер подписал приговор собственному детищу. Все семь ныне существующих госкорпораций появились в 2007 году, на исходе его президентского срока. И лишь государственная компания «Автодор», которая также подлежит преобразованию, возникла во время правления Дмитрия Медведева. Причем уже после того, как он сам весной 2009 года поручил правительству разработать программу реформирования госкорпораций с возможным преобразованием в коммерческие структуры.

Бурные споры вокруг госкорпораций велись с момента их рождения. Уже тогда экономисты сомневались в целесообразности подобного начинания. В частности, серьезные возражения вызвало создание «Олимпстроя». По мнению ученых, гораздо проще было бы сформулировать цель каждого конкретного госзаказа и выставить его на тендер, вместо того чтобы формулировать задачу для сложной структуры, которой придется выполнять очень много функций. Многочисленные скандалы вокруг олимпийской стройки и регулярные кадровые перестановки в самой организации доказали справедливость этого мнения.

Предупреждали эксперты и о том, что госкорпорации станут отличной площадкой для коррупции и разбазаривания бюджетных средств. Действительно, когда организация накачивается государственными деньгами и при этом наделяется правом тратить их по своему усмотрению практически бесконтрольно, ее руководители ни капли не заинтересованы утруждать себя поиском более выгодных поставщиков. Особый статус и исключительная непрозрачность этих загадочных объединений (проверить деятельность госкорпораций даже государственным надзорным органам не так-то просто) полностью развязывает менеджменту руки.

За недолгий срок своего существования госкорпорации успели прославиться скупкой непрофильных активов, размещением «временно свободных» средств на банковских депозитах (вместо поиска и финансирования высокотехнологичных проектов) и сногсшибательными сумами зарплат и бонусов, выплачиваемых руководству. Особенно нашумела история с генеральным директором Фонда содействия реформированию ЖКХ Константином Цициным, который по итогам 2008 года «заработал» вознаграждение в 16,5 млн рублей. Деньги пришлось вернуть, а доходы руководителей госкорпораций были четко структурированы — базовый оклад, соцпакет и премии, которые рекомендовалось выплачивать не регулярно, а лишь за конкретные достижения.

Но даже после такого «испытания» работники госкорпораций отнюдь не обеднели, и их доходы по-прежнему кажутся контролирующим органам излишне высокими. Буквально на днях глава Счетной палаты Сергей Степашин выступил в Госдуме с предложением создать реестр зарплат сотрудников данных структур, ограничив их размер. Размер и правда впечатляет: топы получают в среднем более 500 тыс. рублей в месяц (почти в два раза больше оклада президента), среднее звено — около 150 тыс. руб., рядовые специалисты — порядка 90 тыс. рублей.

С позицией Счетной палаты трудно не согласиться: при таких солидных зарплатах эффективность работы госкорпораций стремится к нулю. Например, «Роснано» создавалась для совершения большого технологического скачка, но в сфере высоких технологий страна все так же топчется на месте. Не удивительно, что эта структура первой попала под раздачу. В декабре Путин заявил, что с 2011 года она преобразуется в открытое акционерное общество.

Чуть более успешной можно признать деятельность «Ростехнологий». Но и ее положительные примеры меркнут на фоне проблем «АвтоВАЗа», входящего в зону ответственности корпорации. Оказавшийся на грани банкротства завод удержался на плаву исключительно за счет государственных программ поддержки автопрома, и будущее волжского гиганта по-прежнему туманно — спонсировать потребительский спрос бесконечно правительство вряд ли сможет.

Меньше всего претензий вызывают две структуры — Агентство по страхованию вкладов и Внешэкономбанк. Они и впредь будут занимать особое положение, только называться станут «юридическими лицами публичного права». Правда, такой формы в российском законодательстве пока нет, и Минэкономразвития готовит специальные поправки в Гражданский кодекс. Их планируется внести в правительство в третьем квартале, в Госдуму – в четвертом квартале текущего года. К концу 2012 года АСВ и ВЭБ должны получить новый статус.

«Автодор» предполагается преобразовать в акционерное общество к 2013 году. Форма реорганизации «Ростехнологий» и «Росатома» пока не определена. «Олимпстрой» после завершения Олимпиады 2014 года будет упразднен. Возможно, такая же судьба ожидает Фонд содействия реформированию ЖКХ, с этим вопросом власти еще до конца не определились. В любом случае, уже недалек тот день, когда госкорпорации уйдут в историю. И, возможно, по меткому выражению одного из экспертов, попадут в учебники экономики в качестве примера того, как не надо делать.

По сообщению сайта YTRO.ru