Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Рейтинговые агентства безнаказанно управляют миллионами жизней

Дата: 31 января 2011 в 14:10

Кредитно-рейтинговые агентства (КРА) оценивают риск дефолта долговых продуктов, продающихся на финансовых рынках. В результате инвесторы, заемщики и регуляторы зависят от КРА. Однако из-за высокой стоимости вхождения на рынок в данной индустрии наблюдается критическое отсутствие конкуренции, и Standard & Poor's, Moody's и Fitch, по сути, наслаждаются уютной олигополией.

Компании и суверенные государства без рейтингов могут привлекать финансирование посредством традиционных коммерческих банковских кредитов; однако на практике их возможности в привлечении капитала сильно ограничены. Более того, рейтинги частных компаний, находящихся в развивающихся странах, зависят от государственных. Соответственно, компании, работающие в безрейтинговых странах, ущемляются в правах и с трудом привлекают финансирование на рынках капитала. Что еще важнее, распределение грантов от Международной ассоциации развития, подразделения Всемирного банка, становится все в большей степени зависимым от государственных кредитных рейтингов, как и объемы этих грантов в данных странах. Короче говоря, КРА сейчас играют большую роль в распределении потока капитала из развитого мира в развивающийся.

При этом КРА подвергаются критике за неверную оценку риска дефолта. Общепризнанно, что завышенные кредитные рейтинги сыграли немаловажную роль в недавнем финансовом кризисе. Однако оказывается, что в развивающихся странах дело обстоит еще хуже: во-первых, по данным исследований, агентства часто выделяют на определение рейтинга развитых стран больше персонала и ресурсов, чем развивающихся; во-вторых, компании в развивающихся странах, привлекающие больше внимания, склонны получать более высокие рейтинги, нежели бедные страны, привлекающие минимум внимания.

Наконец, ложно оптимистичные рейтинги, быстро снижающиеся только после того, как страна уже оказалась в гуще кризиса, привели к кредитным пузырям и последующим крахам. Очевидно, что развитый мир также пострадал от этого; однако быстрые притоки и оттоки капитала в особенности дестабилизируют развивающиеся страны.

Существующая бизнес-модель агентств должна быть заменена на новую систему, исключающую конфликт интересов. В настоящее время эмитенты могут прицениться и выбрать, какое КРА присвоит их долговым обязательствам максимальный рейтинг, так как это влечет за собой удешевление заимствования. В интересах агентства предоставить эмитенту завышенный рейтинг и максимизировать шансы на получение комиссии. По мнению автора, ЕС должен ввести иные модели, такие как, например, отсроченная выплата комиссий на основании исторической надежности рейтинга.

Из страха получить заниженный рейтинг развивающиеся страны могут быть вынуждены вводить чрезмерные сокращения бюджета, урезать расходы на здравоохранение, транспорт и образование. Однако эти требования могут быть необоснованными, потому что кредитно-рейтинговые агентства не раскрывают механизмов присвоения рейтингов. Соответственно, в этом процессе должно быть больше прозрачности, чтобы страны могли опротестовать сомнительные рейтинги, а регуляторы – независимо оценивать их надежность.

Читать полностью еженедельный обзор мировых масс-медиа за 24-30 января 2011 г

Источник: Bankir.Ru

По сообщению сайта Банкир.ру