Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

ОБОБЩЕНИЕ: За решением КС может последовать роспуск Парламента

Дата: 31 января 2011 в 14:30 Категория: Новости политики

ОБОБЩЕНИЕ:
За решением КС может последовать роспуск Парламента
 
АСТАНА,
31 янв – ИА Новости-Казахстан. Конституционный совет (КС) Казахстана
признал неконституционными поправки в Основной закон, предусматривающие замену
выборов 2012 года на референдум по продлению полномочий действующего президента
Казахстана Нурсултана Назарбаева. Эксперты, опрошенные ИА Новости-Казахстан, считают,
что за этим может последовать роспуск парламента.
 
КОНСТИТУЦИИ
НЕ СООТВЕТСТВУЕТ
 
Центризбирком
Казахстана 27 декабря зарегистрировал инициативную группу граждан с предложением
провести референдум по продлению полномочий президента Казахстана Нурсултана
Назарбаева до 6 декабря 2020 года вместо выборов 2012 года, которые должны были
пройти по закону. За две недели в поддержку референдума было собрано более пяти
миллионов подписей. Кроме того, парламентарии инициировали поправки в
Конституцию, предусматривающих возможность продления на республиканском
референдуме президентских полномочий первого президента до 2020 года без
выборов. Но Назарбаев своим указом отклонил предложение парламента. Однако
депутаты на совместном заседании палат парламента преодолели вето главы
государства, в свою очередь Назарбаев не подписал принятые поправки и направил
их в Конституционный совет.
Свое
отрицательное отношение к инициативе по замене выборов президента на референдум
по продлению полномочий действующего главы государства высказали западные
державы и многие международные организации, включая ОБСЕ, председательство
Казахстана в которой в 2010 году было оценено, как успешное. В начале прошлой
недели госсекретарь США Хиллари Клинтон призвала Казахстан не отступать от
демократических принципов, проводя референдум.
Сам
Назарбаев, выступая в пятницу на совместном заседании палат парламента с
ежегодным обращением к народу Казахстана, заявил, что намерен работать
«столько, сколько позволят», если у него будут здоровье и силы, если будет
единодушная поддержка народа.
 «Конституционный
Совет постановляет признать закон» О внесении изменений и дополнений в
Конституцию», принятый парламентом 14 января 2011 года не соответствующим
конституции Казахстана», — огласил в понедельник на заседании КС председатель
Конституционного совета Игорь Рогов. Председатель КС отметил, что «признанный
не соответствующим Конституции Казахстана закон «О внесении изменений и
дополнений в Конституцию Казахстана», принятый парламентом 14 января 2011 года,
не может быть подписан и введен в действие». Постановление КС вступает в силу
со дня его принятия и обжалованию не полежит. Однако, президент, согласно
Конституции, вправе в течение месяца внести возражения на постановление КС.
«Таким образом, последнее слово о судьбе референдума остается за главой
государства», — отметил Рогов.
 
ПАРЛАМЕНТ
– В ОТСТАВКУ
 
 Парламент,
принявший закон, нарушающий Конституцию страны, должен быть распущен. Причем,
парламентариям, для сохранения «политического лица» лучше бы принять это
решение самостоятельно, считает глава международного фонда «Адил соз» («Свобода
слова») Тамара Калеева.
«Я
рада, что Конституционный совет не подпал под влияние того массового ажиотажа
на грани истерики, который развернулся вокруг этой идеи, а подошел к вопросу о
конституционности исключительно с позиции закона», — заявила Калеева в интервью
ИА Новости-Казахстан.
 «Закон
восторжествовал и Конституция защищена, а то она в последнее время стала
превращаться в такой «личный дневник», в который можно по любому поводу вносить
изменения и дополнения», — считает Калеева.
 «Считаю,
что парламент, принявший такой вопиющий, нарушающий нормы Конституции закон,
должен сам принять решение о роспуске. Как можно доверять такому парламенту,
который принимает такие не конституционные решения?!», — подчеркнула она.
 Один
из лидеров казахстанской оппозиции Мухтар Шаханов также считает, что «роспуск
парламента был бы логичным шагом со стороны президента». «В этом случае, когда
парламент предлагает поправки в противоречие Конституции, логичен был бы такой
шаг. Хотя, если все было инициировано администрацией президента для того, чтобы
изучить волю, настроение народа, и парламент сыграл свою роль в этом спектакле,
то роспуска может и не последовать», — заявил Шаханов в интервью ИА
Новости-Казахстан.
 Идею
роспуска парламента поддерживает и исполнительный директор общественного фонда
«Хартия по правам человека» Жемис Турмагамбетова.
«Я
считаю, что парламент, вообще-то, должен был распустится сам, потому что так
играть с конституцией и вообще по каждому «чиху» предлагать свои поправки в
конституцию — это не дело», — заявила она в интервью ИА Новости-Казахстан.
 Турмагамбетова
считает, что «конституция вообще должна быть неизменной, а в рамках действующей
конституции надо уметь писать нормальные законы».
«Парламент
должен самораспуститься теперь, или я считаю, что президент должен его
распустить, потому что такой парламент — он вообще не нужен, абсолютно не
дееспособный», — заявила директор общественного фонда «Хартия по правам
человека».
Турмагамбетова
считает, что «судя по выступлению президента с посланием народу Казахстана в
пятницу, он не пойдет на референдум».
 «Президенту
нечего бояться выборов, потому что социальная база президента очень большая и
очень широка, его поддерживают действительно много людей», — заключила она.
 Сами
парламентарии также не исключают такого исхода развития событий. Депутат
мажилиса Айгуль Соловьева считает, например, что «если президентом будет
наложено вето на принятие закона, тогда точно идет роспуск парламента, если
закон будет президентом просто отклонен, то роспуска может и не последовать».
При
этом депутат подчеркнула, что «я до сих пор за референдум, но решать будет
президент Нурсултан Назарбаев».
 Другие
парламентарии были более сдержаны в оценке ситуации. «Окончательное решение
должен будет принять глава государства, поэтому предварять его решение было бы
некорректным», — заявил ИА Новости-Казахстан депутат мажилиса Владимир
Нехорошев.
 
ВСЕ
РЕШАЕТ ПРЕЗИДЕНТ
 
«Все
действующие в Казахстане политические институты из себя ничего не представляют,
в Казахстане окончательное решении принимает Глава государства, а все остальные
играют роль массовки. В Казахстане из всех действующих политических институтов
есть только один реальный — это президентский, вертикаль во главе с
президентом», — заявил в интервью ИА Новости-Казахстан казахстанский политолог,
директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев
Сатпаев
не считает принципиально важным – пройдет ли в Казахстане референдум или выборы
главы государства.
 «Все
настолько сильно зациклились на референдуме, что не поняли одну простую мысль: что
для главы государства при любом раскладе будет выигрышная ситуация. Его участие
в выборах, либо проведение референдума имеет одну конечную цель — продление его
полномочий. Теперь получается, то что возможное участие главы государства в
выборах будет подтверждать мнение, уже озвученное до этого некоторыми
экспертами, что для президента важно доказать, что как Лидер Нации он имеет не
только формальную, но и реальную, поддержку электората со стороны населения», -
сказал Сатпаев в интервью ИА Новости-Казахстан.
 «Зацикливаться
на таких инструментах было довольно не верным решением многих экспертов, а
главное – все-таки надо было исходить из того, что при любом раскладе президент
оставался бы в выигрышной ситуации. Это просто подтверждается решением
Конституционного совета», — отметил Сатпаев.
 Политолог
считает, что «возможно, президентские выборы в Казахстане должны достигнуть
нескольких целей: во-первых, показать желание президента соблюдать Конституцию,
во-вторых, доказать еще раз всем, что в Казахстане нет иной альтернативы, и он
готов это подтвердить в рамках своей избирательной кампании».
 «И
при референдуме и при президентских выборах вся суть вопроса сводится к трем
годам: при референдуме президенту предлагали остаться до 2020 года, в случае
президентской кампании до 2017 года. Разница в три года — это не большая ставка
в этой игре», — отметил Сатпаев.
 При
этом он не исключает, что «при определенных условиях можно предположить, что
президент до конца не будет досиживать свой очередной президентский срок, тем
боле, что закон о Лидере Нации позволяет ему оставить президентский пост в
любое время, при этом сохранив в своих руках очень серьезные полномочия».
 Директор
Группы оценки рисков считает, что инициатива о проведении референдума о
продлении полномочий вместо президентских выборов 2012 года, возникла «после
принятия закона о Лидера Нации в окружении президента».
«По
сути, возникло несколько разных точек зрения касательно того, как в дальнейшем
обеспечить политическое развитие Казахстана. Не секрет, что те или иные
политические проекты, появляющиеся в публичной сфере, они инициируются разными
группировками, одна из групп предложила модель по референдуму, другая группа, скорее
всего, имела проект, касательно участия президента в выборах. Исходя из того,
что победа президента так и так обеспечена, меньше будет издержек репутации
главы государства», — пояснил Сатпаев.
 Политолог
считает, что инициаторы референдума «скорее всего, исходили из того, что если
президент является Лидером Нации то в глазах мировой общественности, Лидер
Нации не должен опасаться конкуренции в ходе президентской компании и сможет
легко победить любых противников, тем более, что постоянно на всех углах
заявляется, что альтернативы Назарбаеву нет».
  Агентство международной информации «Новости-Казахстан»

По сообщению сайта Meta · новости дня