Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Тарас Антошевский: После уничтожения УПЦ КП может прийти черед греко-католиков

Дата: 31 января 2011 в 22:20 Категория: Происшествия

Тарас Антошевский: После уничтожения УПЦ КП может прийти черед греко-католиков

Директор Религиозно-информационной службы Украины Тарас Антошевский считает, что судьба украинских церквей зависит от того, насколько тщательно власти будут выполнять указания Москвы. О межконфессионных взаимодействиях, происходящих в стране, он рассказал журналистам «Комментариев».

— Насколько заявление Патриарха Филарета относительно намерения властей ликвидировать УПЦ КП можно считать близкой к реальности?

— С одной стороны, в ликвидацию УПЦ КП сейчас очень трудно поверить, однако нельзя исключать, что такое может произойти. Есть достаточно фактов, указывающих на такое желание. Это и захваты храмов Киевского патриархата, и давление со стороны местных властей, и заявления различных спикеров с требованием лишить Киевский патриархат статуса юридического лица. По статистике, по состоянию на начало прошлого года в Украине было зарегистрировано 4251 община, монастырей, миссий Киевского патриархата. То есть такое количество общин — это не шутки. Представьте, что может произойти, если их одновременно снять с регистрации? Это же начнется такая «легкая» война за храмы, общины и т.д.

В то же время могут создаваться параллельные общины, как правило, из Московского патриархата, или из Автокефальной церкви. Именно они будут претендовать на то имущество, которое сейчас теряют общины Киевского патриархата, ведь они без статуса юридического лица имуществом владеть не смогут. Поэтому, учитывая то, как наш президент и действующая верхушка коверкают и Конституцию, и законодательство, может произойти что угодно. Однако опасность есть не только для Киевского патриархата, ведь аппетит приходит во время еды, поэтому после уничтожения одной церкви возникнет желание уничтожить и других конкурентов. А учитывая то, что идея «Русского мира», которую проповедуют из Москвы, вообще не предполагает существования других церквей, то на очереди будут и остальные конфессий, например, автокефальная церковь или греко-католики.


— Можно ли провести параллели с Львовским собором 1946 года, когда была фактически ликвидирована Греко-католическая церковь?

— Ситуация вряд ли повторится в таком же виде. Конечно, в среде Киевского патриархата найдутся люди, которые захотят перейти в Московский патриархат. Наверное, при этом будет захват храмов и репрессии против тех, кто протестует. Наконец, мы уже сегодня имеем случаи, когда в некоторых областях на общины Киевского патриархата давят представители местной власти, какие-то непонятные общественные организации, которые предлагают этим общинам перейти в УПЦ МП. Обещают, что храмы, если они не достроены, будут достроены за государственный счет, если требуют ремонта — будут ремонтироваться. А в том случае, если община упирается, вообще стараются создать параллельную общину. На Сумщине, например, был такой случай, когда «альтернативную» общину хотели создать из несовершеннолетних.


— То есть, фактически используются рейдерские технологии?

— Да, их так и называют. Но чем отличается 46-й год от нынешнего? Виктор Федорович далеко не Иосиф Виссарионович, ему еще расти и учиться. Чем был выгоден собор 1946-го года? На время собора был ликвидирован весь епископат, он весь находился за решеткой, соответственно, церковь оказалась без руководства. В таких условиях и был проведен собор, а впоследствии заявлено о ликвидации греко-католической церкви. Сегодня нечто подобное провести практически невозможно. Можно попробовать убедить кого из епископов, но Патриарх Филарет посвящает только своих людей, в среде УПЦ КП нет параллельных групп влияния. Однако, я более чем уверен, что Киевский патриархат получит поддержку со стороны других конфессий, поэтому очень трудно будет «друзьям» из Московского патриархата здесь то сделать.

В общем, в православной среде Украины последние 20 лет идет постоянный процесс брожения. Есть общины, которые по три-четыре раза меняли свою принадлежность, есть священники, которые регулярно это делают. Да, ситуация неопределенности с каноническим статусом Украинской Автокефальной Православной Церкви многих толкает или к Константинопольскому патриархату, или в МП. Сами священники УАПЦ говорят, что на них осуществляется определенное давление, было несколько случаев, когда УАПЦ инициировала переговоры с МП. Однако нельзя сказать, что УАПЦ является такой единой. В ней есть очень разные взгляды. Есть люди, которые склоняются к сотрудничеству с КП, есть люди, которые твердо стоят на позициях своей церкви, есть люди, которые не видят проблемы в отношениях с МП. Можно предположить, что будут переходы из УАПЦ к УГКЦ, и такие случаи, хотя и единичные, уже есть.


— А насколько сплочена на сегодняшний день православная церковь Киевского Патриархата?

— Сегодня, наверное она достаточно сплочена. УПЦ КП начинает активнее защищать свои интересы, поэтому мы сейчас получаем много сообщений о нарушениях религиозной свободы собственно общин КП. Однако следует отметить, что Киевский Патриархат не занял антиянуковческую позицию, и если Виктор Янукович будет понимать, что ему, чтобы сохранить власть, не нужно создавать искусственные врагов в государстве, он не будет прибегать к крайним мерам. Но если он будет идти по плану, который ему спускают из Москвы, то через некоторое время Янукович сам будет им уже не нужен. Наверное, он не совсем потерял рассудок, чтобы не понимать этих вещей.

— Конфликт между УПЦ МП и УПЦ КП имеет идеологический характер или это, прежде всего, бизнес-конфликт?

— Это конфликт за власть, конфликт влияний. Киевский патриархат насчитывает в 2,5 раза меньше общин, чем УПЦ МП. В то же время, социологические исследования свидетельствуют, что в Украине очень большое количество людей выступает за то, чтобы центр церкви находился в Киеве. Конечно, здесь параллельно связаны и бизнес-вопросы. Откровенно видно, как «заинтересованные лица» отстаивают эти интересы, параллельно раскалывая основных конкурентов: Киевский патриархат, Греко-Католическую Церковь. Что касается последней, то, например, намеренно поддерживается и провоцируется так называемая группа Догнала, которая имеет целью дескридитировать УГКЦ. Есть информация, что определенные представители МП лоббируют их интересы в Украине, мы уже имеем несколько доказательств этого. А учитывая то, что церковь сегодня значит в жизни людей очень много, недооценивать ее влияния не стоит.

По сообщению сайта Подробности.ua