Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Мир рискует остаться без нефти

Дата: 01 февраля 2011 в 06:30 Категория: Новости экономики

В понедельник стоимость «черного золота» все-таки пробила психологическую планку в $100 за баррель, к которой настойчиво подбиралась с начала года. Во второй половине дня мартовские фьючерсы на нефть марки Brent заключались по $100,05 за баррель. Правда, удержаться на завоеванных позициях в этот раз не удалось: цены откатились назад, но ближе к вечеру вновь начали карабкаться на вожделенную вершину. Так, на электронных торгах в Нью-Йорке спотовая цена на Brent к 19:23 мск повысилась на 0,7% — до $99,28 за баррель. Стоимость мартовских фьючерсов на американскую легкую нефть марки WTI выросла на 1% — до $90,22 за баррель.

Под влиянием бурного развития событий в Тунисе и Египте участники рынка не обращают ни малейшего внимания на серьезные экономические факторы, противоречащие нынешнему росту, отмечают специалисты Высшей школы экономики. Так, трейдеры проигнорировали отчет Министерства энергетики США о запасах топлива в стране, которые растут вторую неделю подряд, все больше и больше отрываясь от верхней границы комфортного уровня для этого времени года. Не смутило игроков и падение ВВП Великобритании — первое падение квартального ВВП крупной мировой экономики за последний год.

Так что никаких фундаментальных причин для нынешнего нефтяного ралли не существует. Реальный спрос на нефть и нефтепродукты сокращается уже несколько недель, по оценке генерального секретаря ОПЕК Абдаллы аль-Бадри, сейчас он даже ниже, чем в прошлом году. А поведение рынка объясняется известной русской пословицей: у страха глаза велики.

Трейдеры превентивно паникуют, опасаясь гипотетического закрытия Суэцкого канала в случае эскалации египетского конфликта. Через эту важнейшую мировую транспортную артерию в среднем ежедневно проходят 45-50 судов, и в их числе нефтяные танкеры с ближневосточной нефтью. Особенно чувствительна к работе Суэца Европа: по нему она получает порядка 1 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки, экспортируя в обратном направлении свои высокотехнологичные товары.

Однако и для самого Египта рукотворный пролив, соединяющий Средиземное и Красное моря, является одним из ключевых источников пополнения бюджета. Сборы за проход судов через канал приносят порядка $5 млрд в год. В ситуации, когда жизненно важная для страны туристическая отрасль уже ощутимо пострадала в результате беспорядков, лишится еще и этой статьи доходов будет смертоубийственно. Все, кто претендует на власть в Египте, значение канала прекрасно понимают и, скорее всего, приложат максимум усилий для того, чтобы народный гнев не выплеснулся на его берега.

Но у трейдеров есть и еще один повод для беспокойства — возможное распространение политической нестабильности на соседние государства и, в первую очередь, Саудовскую Аравию. Долгие годы она удерживала пальму первенства в поставках нефти на мировой рынок. В кризисные годы вперед вырвалась Россия. Но на долю Саудовской Аравии по-прежнему приходится значительный объем добычи черного золота. Впрочем, ОПЕК уже пообещал увеличить добычу нефти в случае необходимости. Как сообщил Dow Jones со ссылкой на Абдаллу аль-Бадри, в случае потери поставок, идущих через Египет, возникнет реальная нехватка сырья, и тогда картелю придется действовать. Но пока такой надобности он не видит.

По сообщению сайта YTRO.ru